Версия для печати - mediafax.ru

ВЛАДИМИР ИСАЕВ: «ПОЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКИХ С-300 В СИРИИ ЗАКРЫЛО НЕБО ЭТОЙ СТРАНЫ ДЛЯ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ США И НАТО»

ВЛАДИМИР ИСАЕВ: «ПОЯВЛЕНИЕ РОССИЙСКИХ С-300 В СИРИИ ЗАКРЫЛО НЕБО ЭТОЙ СТРАНЫ ДЛЯ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ США И НАТО»

Профессор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова в интервью ИА «Медиафакс» выразил надежду, что Россия и США смогут договориться по Сирии
НАША СПРАВКА: Владимир Александрович Исаев родился 29 апреля 1948 г. в г. Москве. В 1971 году окончил Институт восточных языков при МГУ им. М. В. Ломоносова. Доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, Международной академии информатизации; 1974—1984 — младший научный сотрудник, 1985 — старший научный сотрудник, 1986—1994 — заведующий сектором экономики арабских стран Института востоковедения РАН; преподаватель Восточного университета; преподавал в Кувейтском, Каирском, Тель-Авивском университетах. Заместитель председателя Российско-сирийского ученого совета; выдвинул и опубликовал ряд оригинальных идей, положив начало в российском востоковедении комплексном изучению межарабского экономического сотрудничества и процессов, протекающих в сфере нефтедобывающей промышленности арабских стран.
ВОПРОС: Владимир Александрович, в середине сентября глава МИД РФ Сергей Лавров и Госсекретарь США Джон Керри подписали соглашение о перемирии в Сирии. Почему же переговорный процесс зашел в тупик?
ОТВЕТ: Честно говоря, Лавров и Керри мне уже напоминают сиамских близнецов. Сначала они вели переговоры в течение 6 часов, потом 8, потом 12, скоро, наверно, дойдет до 24 часов, до 48 и так далее. Соглашение было сорвано прежде всего теми силами, которые находятся под четким контролем американцев. Американцы устами того же Керри именно об этом и заявили. Но именно 21 группировка, которую американцы относят к так называемой «умеренной оппозиции», использовала тот небольшой перерыв для того, чтобы перегруппироваться, оснаститься новым оружием и боеприпасами. И сорвала это перемирие, потому что сирийская армия, естественно тоже начала отстреливаться. Тут же конфликт вспыхнул с новой силой.
Вы знаете, у меня такое складывается впечатление, когда я смотрю на американскую политику по отношению к нашей стране, что хвост начал крутить собакой. Что я имею в виду? Керри – как бы к нему ни относиться – это опытный дипломат, вынужден при этом идти на компромиссы. А переговоры, естественно, это – взаимные уступки, то есть компромисс. Так же, как и наша страна тоже пошла на компромисс, так и американская сторона в результате длительных переговоров пошла на соглашение, которое было сорвано. И тут вмешивается Пентагон, который срывает соглашение. И у меня возникает вопрос: а кто главнее. Кто начальник в доме: Пентагон или все же администрация президента. И складывается впечатление, что в настоящее время все же – Пентагон. На мой взгляд, администрация американского президента явно упустила управление своей военной машиной.
ВОПРОС: Какие главные условия перемирия упоминались в соглашении?
ОТВЕТ: Видите ли, там было несколько условий. Прежде всего, прекращение огня. Это естественно. Второе - это организация гуманитарных коридоров, чтобы, во-первых, доставить туда помощь и, во-вторых, вывести мирных жителей. Это были два основополагающих момента. Остальное там были уже более мелкие детали, на которых останавливаться не имеет смысла. Если стороны прекращают огонь, если организованы гуманитарные коридоры, то возникает уже новый этап разблокирования ситуации.
Потому что стороны враждующие разводятся, стрельбы нет, можно обеспечить мирных жителей необходимыми и медикаментами, и водой, и продовольствием. Мирные жители могли покинуть город по этим коридорам, могли покинуть место сражений. Помимо всего прочего, есть еще один момент: те боевики, которые изъявили бы желание выйти из того котла, в котором они оказались в Алеппо, тоже имели право это сделать. И сирийская сторона так же, как и мы, взяли на себя обязательство – не бомбить их в момент выхода по этим гуманитарным коридорам.
ВОПРОС: А кто же сорвал перемирие?
ОТВЕТ: Россия сотрудничает в основном с официальным Дамаском, и президент Асад взял на себя обязательства, и естественно отдал аналогичное распоряжение не вести огонь не только, скажем, своей регулярной армии, но также отдал распоряжение частям Корпуса стражей исламской революции. Это иранские воинские части, которые действуют бок о бок с регулярной армией Сирии. В свою очередь, иранская сторона дала приказ частям «Хезболлах» в Ливане, но несколько тысяч солдат этой партии принимают участие в Сирии на стороне Асада. Как и шииты, так и алавиты, в Сирии. С этой стороны, все было сделано, и они действительно прекратили огонь.
Это что касается российской стороны. Если мы будем говорить об американской стороне, то здесь, к сожалению, произошло следующее. Дело в том, как я уже сказал выше, 21 группировка сразу отвергла перемирие. Но тем не менее два дня они все же не стреляли. Видимо, из уважения к американцам. Ну и пожалуй что еще было сделано американцами, это, судя по всему, они провели переговоры с турками, и турки тоже воздержались от каких-то боевых действий на территории Сирии в течение двух дней. Вот это было сделано. А потом американцы не смогли оказать воздействие на тех, за кого они взяли обязательство, что те не будут стрелять. Началась стрельба: перемирие было сорвано.
ВОПРОС: А почему сирийская армия применила авиацию?
ОТВЕТ: Потому что перемирие было сорвано, и сирийская армия была вынуждена использовать авиацию. По очень простой причине. Боевики хорошо окопались, используя перемирие. Выковырнуть их с помощью наземной операции без поддержки с воздуха оказалось очень сложно. А окопались они, как правило, в районах, в которых находится гражданское население. И, к сожалению, под эти удары попадало и частично гражданское население. Что вызвало возмущение в том сообществе, которое называется цивилизованным или мировым. И ответственность была возложена на Россию, которая не остановила авиацию своего сирийского союзника. В результате мы оказались, как говорится, виноватыми. Но я хочу закончить вот это свое положение тем, что американцы, к сожалению, заняли такую позицию: мы виноваты во всем. Взломаны компьютеры во время президентской кампании. Это мы. То, что сорвано перемирие в Сирии, это мы. Вы знаете, если завтра Луна упадет на Землю, то в этом тоже окажется виноватой Россия.
ВОПРОС: Почему США обвиняют Россию в «военных преступлениях» в Сирии и нет ли опасности прямого военного столкновения в Сирии между Россией и США?
ОТВЕТ: Видите ли: заявление США о том, что Россия совершила массу преступлений в Сирии, относится к тому, что называется «информационной войной». Во-первых, судя по утверждениям наших военных, а также сирийцев, ничего подобного не происходило. Более того, и мы, и официальный Дамаск говорят о том, что это американцы совершили преступления, в частности, разбомбив воинские части, которые никак не ожидали, а также – нанеся удары по деревням и в том числе – по тем лечебным пунктам, которые находились в этих местах.
А нас обвиняют в том, что будто бы мы разбомбили госпиталь в Алеппо, хотя наши военные неоднократно говорили, что у нас запрещено использовать авиацию в населенных пунктах. Мы используем свою авиацию только вне населенных пунктов, а уж о таком в свое время большом городе, как Алеппо, и говорить не приходится. Поэтому говорить об этом не приходится.
Но прямого столкновения с Россией американцы хотят избежать.
После того, как Пентагон заявил о том, что он прекращает сотрудничество с нами, но при этом оставил небольшую зацепку. Он заявил, что будем согласовывать действия нашей авиации с российской авиацией. Это и понятно: чтобы они не столкнулись в небе. Опасения оправданы, потому что, учитывая поставку наших С-300 на территорию Сирии, в общем-то, о чем говорят многие дипломаты на Западе, оказалось выполнено нами: сирийское небо закрыто. Оно закрыто для США, для НАТО и для всех, кто без нашего разрешения захочет совершать там полеты. Там могут летать только военные самолеты правительства Сирии и российских ВКС. Остальные без нашего разрешения там летать не могут. Что бы ни говорили: хотят американцы или не хотят американцы, но им придется согласовывать каждый шаг, чтобы направить свои воздушные силы на какую-то цель на сирийской территории.
В противном случае они рискуют потерять и самолетов и пилотов, что было бы неприемлемо. Кроме всего прочего, здесь опасность вот какого рода возникает. Если как говорят американцы, они собираются бомбить прежде всего аэродромы. Прежде всего взлетно-посадочные полосы, чтобы сирийская авиация не могла взлетать и наносить удары по Алеппо. Но дело в том, что в этих аэродромах находятся и наши летчики, и наш вспомогательный арсенал. И если мы начнем терять людей из-за американских бомбардировок, то это, действительно, опасно. Я думаю, что американцам хватит ума, чтобы этого не сделать без. Потому что было бы нелепо развязывать боевые действия между двумя ядерными державами – не важно в какой точке земного шара. Это должны понимать и американцы, это понимаем и мы.
Сегодня кстати спикер нашей Госдумы Володин сказал, что не будет военного столкновения между нами и США. Тем более что мы пользуемся определенным приоритетом. Легитимно находимся на территории Сирии только мы, Россия. А вся эта коалиция в составе 62 стран, сколоченная со стороны США, она нелегитимна по той причине, что она не получила ни разрешения или приглашения со стороны Сирии, ни разрешения и одобрения со стороны СБ ООН. Тем самым мы имеем право выдвигать определенные претензии к американской стороне.
А вообще у меня складывается впечатление, что надо ждать и нам, и американцам. По очень простой причине. Дело в том, что срок нынешней администрации истекает в январе, несмотря на то, что выборы состоятся в ноябре. Фактически три с небольшим месяца. Я боюсь, что с этой администрацией договориться ни о чем уже невозможно. Потому что к ней, как я уже говорил выше, даже не прислушивается Пентагон. Я думаю, что когда появится новая администрация, кто бы ни пришел, она попытается преодолеть это беспорядочное наследство, которое оставил до сих пор действующий американский президент. Это значит: передышка в напряжении. И на первый план выходит не угроза друг другу, а дипломатия. И я надеюсь, что наша дипломатия сумеет договориться с американской о новых подходах к сирийскому конфликту.
- Спасибо за интервью.
Беседу вел АЙДЫН МЕХТИЕВ, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

00:06 14.10.2016