Версия для печати - mediafax.ru

Урегулирование по-российски .Сергей Лавров обещает учесть мнение "народа Нагорного Карабаха"

Урегулирование по-российски .Сергей Лавров обещает учесть мнение "народа Нагорного Карабаха"

СМИ Южного Кавказа продолжают отслеживать визит в Ереван министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Как того и следовало ожидать, его главной темой был карабахский конфликт и армяно-турецкий диалог.

Как того и следовало ожидать, взаимосвязь своего визита в Армению и Реджепа Тайипа Эрдогана - в Россию Сергей Викторович категорически отрицал. Визит министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Армению является плановым. О дате этого визита договоренность была достигнута полтора месяца назад, заявил он в ответ на вопрос корреспондента PanARMENIAN.Net. "О моем визите мы договорились полтора месяца назад, а премьер-министр Турции проявил желание посетить Москву несколько дней назад. Так что с таким же успехом мой визит можно приурочить к какому-либо другому событию, которое произошло в какой-то точке земного шара", - сказала глава МИД РФ. В свою очередь Эдуард Налбандян заявил, что приглашение армянской стороны Сергею Лаврову было сделано еще в начале декабря 2009 года, в рамках СМИД ОБСЕ в Афинах.

Тем не менее темы, обсуждавшиеся с Эрдоганом в Москве, доминировали и на совместной пресс-конференции Лаврова с Налбандяном. Россия заинтересована в скорейшей нормализации армяно-турецких отношений, заявил Сергей Лавров. "Россия вновь подтверждает свою позицию по данному вопросы. Я заявляю, что мы заинтересованы в нормализации отношений между Арменией и Турцией. Чем скорее это произойдет, тем лучше будет для региона", - сказал он. Лавров напомнил, что присутствовал на подписании армяно-турецких протоколов в Цюрихе и отметил, что Россия готова оказать содействие в процессе нормализации отношений через реализацию инфраструктурных проектов, в частности в сфере железнодорожного сообщения. "Мы готовы оказать помощь, когда стороны будут готовы", - сказал он.

В урегулировании нагорно-карабахского конфликта не наблюдается застоя. Об этом заявил сегодня глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам переговоров с армянским коллегой Эдуардом Налбандяном. Он также подчеркнул, что "Россия не преследует никаких целей в контексте урегулирования нагорно-карабахского конфликта, кроме как достижения между сторонами договоренностей, которые будут отвечать интересам армянского и азербайджанского народам".

Армянские СМИ, однако, цитируют и другое заявление Лаврова на той же пресс-конференции: "При окончательном решении вопроса и при окончательном составлении документа должно быть обязательно учтено мнение народа Нагорного Карабаха, без этого просто невозможно, по крайней мере, это для меня очевидно". Как именно это "мнение" должно быть учтено, Сергей Викторович не уточнил.

Заявление, если можно так выразиться, прозвучало достаточно неоднозначно. Прежде всего, непонятно, что именно имел в виду министр, говоря о "народе Нагорного Карабаха": формулировки в стиле "народ Омской области" или "народ Пермского края" российские официальные лица допускают, мягко говоря, нечасто, а Нагорный Карабах - это не независимое образование, а регион Азербайджана, находящийся вне контроля законных властей, и не более того. Плюс ко всему дипломаты чаще всего предпочитают другие, менее спорные фигуры речи, такие, как "жители Нагорного Карабаха" и т.д.

Плюс ко всему Сергей Лавров, точно так же, как Владимир Путин днем ранее заявил, что, дескать, армяно-турецкие отношения и карабахское урегулирование не связаны, и их увязка некорректна. По его словам, Россия поддерживает процесс нормализации армяно-турецких отношений, но выдвижение на этом фоне каких-либо искусственных требований неправильно и некорректно. Напомним: накануне на совместной пресс-конференции с премьер-министром Турции Эрдоганом Владимир Путин заявил, что увязывать в один пакет решения нагорно-карабахской проблемы и вопрос нормализации турецко-армянских отношений нецелесообразно, после чего заверил, что Россия готова способствовать решению обеих проблем: "Имея в виду, что и нагорно-карабахская, и турецко-армянская проблема являются очень сложными сами по себе, я не считаю правильным увязывать все проблемы в один пакет", - сказал Путин на пресс-конференции по итогам переговоров со своим турецким коллегой.

По словам Путина, каждую из этих проблем в отдельности решить очень сложно. "А если мы все еще в одну кучу свалим, то тогда перспектива решения будет автоматически отодвинута на очень дальнюю перспективу", - сказал глава российского правительства, отметив еще раз, что считает нецелесообразным с тактической и стратегической точек зрения связывать обе проблемы.

Таким образом, подтверждается версия, что одной из главных задач Сергея Лаврова в Ереване было "успокоить" стратегического союзника России и дать понять, что "сдавать" Армению в Москве не наvмерены, Тем более что в Ееване как о свершившемся и доказанном факте говорили о том, будто Россия за спиной АРмении и за ее счет договаривается с Турцией. Встречи премьер-министров России и Турции в Москве, и глав МИД Армении и России в Ереване первым делом связаны с вопросами по Протоколам о нормализации армяно- турецких отношений и урегулированием карабахского конфликта, заявил руководитель Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству Степан Григорян. По его словам, у Турции есть историческая память и она заключается в том, что страна всегда решала все серьезные вопросы, связанные с регионом с помощью России.

Григорян также заметил, что просьба Турции к России о том, чтобы она была более активной в урегулировании карабахского конфликта вполне понятна, поскольку она уже не раз обращалась к России. Яркий пример тому - Карс, который в1921 году при посредничестве России по Карскому договору вошел в состав Турции.

"Меня интересует наш ответ. Армения уже не раз заявляла, что процесс нормализации армяно-турецких отношений не должен быть связан с урегулированием карабахского конфликта. Это также ясно указано в подписанных протоколах. И второе, пусть Россия за счет территорий армянского народа не решает свои вопросы на Южном Кавказе", - подчеркнул Григорян. По его словам, если Москва поведет себя неправильно, то это отрицательно отразится на отношениях между Арменией и Россией. "Россия должна понимать, что есть черта, которую она не может переступить", - сказал Степан Григорян.

Теперь же остается констатировать, что в заявлениях Лаврова трудно найти подтверждение обильно цитировавшимся накануне версиям и предположениям, что российский министр едет в Ереван для того, чтобы "надвить" на Армению, что именно этого "давления" потребовала Турция в обмен на выгодные экономические контракты.

Однако заслуживает вимание и другое. Казалось бы, Путин и Лавров сказали одно и то же. Плюс ко всему нетрудно догадаться, что у России здесь может быть одна позиция, а у Турции - другая, и к тому же все осознают, что решение насчет увязки карабахской проблемы и армяно-турецкого урегулирования будет приниматься все-таки в Анкаре, а не в Москве. Но вместе с тем не нужно быть выпускником МГИМО, чтобы понять, какая разница между словами "некорректно" (Лавров) и "нецелесообразно" (Путин). Особенно если речь идет об оценках политики другого государства. Можно, конечно, сослаться на то, что рядом с Путиным в это время стоял Эрдоган, а рядом с Лавровым - Налбандян, но известно и другое: Лавров - именно тот человек, который однажды посоветовал Налбандяну "подписывать молча", и тот молча подписал. Другое дело, что за время своего пребывания на посту главы МИД Сергей Викторович спровоцировал целую серию дипломатических скандалов, в том числе и из-за собственных излишне резких и некорректных высказываний. Теперь, судя по всему, настала очередь Турции познакомиться с "лавровской дипломатией".

НУРАНИ

/echo/

01:51 15.01.2010