Версия для печати - mediafax.ru

Хватит ли у России нефти для трубопровода в Китай?

Хватит ли у России нефти для трубопровода в Китай?

Эксперты опасаются, что через 25 лет трубу нечем будет заполнять

На минувшей неделе премьер-министр Владимир Путин торжественно открыл российский участок трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). В ходе церемонии было торжественно объявлено, что уже к концу текущего года российская нефть начнет поступать в Китай. Ожидается, что на втором этапе с китайской стороны будет достроено  930 км, и, возможно, уже к осени 2011 года  состоится сварка последнего шва на магистрали «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО). «Работа предстоит большая – 930 километров китайской стороне нужно пройти, все это высокотехнологичные операции. Но я уверен, что в этом году российская нефть пойдет в Китай», – заявил российский премьер под бурные аплодисменты собравшихся. .

Как отмечают эксперты, к 2012 году Роснефть готова поставить в нефтепровод ВСТО 20 млн. тонн нефти, а Сургутнефтегаз - до 7 млн. тонн. А уже через несколько лет прогнозируемый объем поставок достигнет пика – от 50 до 80 млн. тонн нефти в год. Таким образом, Азиатско-Тихоокеанский маршрут может составить серьезную конкуренцию европейскому, по которому Россия ежегодно транспортирует 130 млн. тонн  «черного золота». Однако в эйфорию впадать нельзя, предупреждает аналитик инвестиционной группы «Универ» Дмитрий Александров. «Меня смущает срок окупаемости трубопровода – 25 лет, - подчеркивает он. - Кроме того, объемов доказанных и вероятных ресурсов восточносибирских месторождений хватит только на 25 лет при прогнозируемых объемах поставок примерно в 80 млн. тонн нефти в год. Получается, что через 25 лет проект выйдет в ноль, и труба станет ненужной, если только не найдется других источников ее наполнения».

Эту обеспокоенность разделяет директор Института геологии нефти и газа Сибирского отделения РАН Алексей Конторович. «Когда началась реализация проекта ВСТО, начали говорить: как только мы выделим деньги, сразу пойдут запасы. Ничего подобного! Района более сложного геологически, чем Восточная Сибирь, мировая практика не знает. Западная Сибирь  - «паркет» по сравнению с Восточной. Государство должно было направить средства на создание новых методов бурения разведочных скважин, на разработку новых геофизических исследований. К этому можно было привлечь и бизнес, но этого не было сделано».  Эксперт призывает продолжать геологоразведочные работы в районе Ванкорского месторождения Западной Сибири, запасы которого превышают 500 млн. тонн. «Однако ведущие добывающие компании сворачивают геологоразведку, и это серьезная угроза экономической безопасности России и будущему ее нефтегазовой отрасли», - сетует Алексей Конторович.

Сенатор Виктор Орлов, который в прошлом возглавлял Минприроды РФ, а ныне является председателем комитета Совета Федерации по природным ресурсам, тоже бьет тревогу:  «Выполнение задачи восполнения нефтяных запасов страны, поставленной в  одобренной правительством РФ «Стратегии развития ТЭК до 2020 года», оказалось под угрозой срыва, - считает сенатор. -  Объемы геолого-разведочных работ с 1990 года по настоящее время сократились по различным видам до 10 раз, вернувшись по некоторым параметрам к уровню послевоенных лет.  С 2000 по 2007 год в два раза выросли объемы разведанных запасов нефти и газа, однако объемы разведочного бурения остались на том же уровне. При этом затраты на них выросли в шесть раз. Так что можно сделать вывод, что геология нефти и газа находится в состоянии системного затяжного кризиса, начавшегося в 1989 году». По мнению Орлова, нужно «радикально пересмотреть подходы к финансированию разведочных работ, потому что резервный потенциал месторождений, открытых во времена СССР, близок к истощению, а действующие механизмы его восполнения неэффективны».

Итак, вывод экспертов в области нефтедобычи однозначен: если правительство РФ не предпримет конкретных шагов по активизации геологоразведочных работ, то через четверть века, когда нынешние запасы «черного золота» иссякнут, поставки нефти в Поднебесную могут резко сократиться. И в этом случае Китай может переориентироваться на альтернативные источники поставок нефти. В частности, уже сейчас Пекин рассматривает проект строительства еще одного трубопровода, который должен соединить Бирму и провинцию Юньнань в Южном Китае. Кроме того, в 2009 году была достроена вторая очередь нефтепровода Казахстан—Китай, по которому казахстанское «черное золото» уже начало поступать на китайский рынок.

Максим Афанасьев
Экономический обозреватель 

22:14 31.08.2010