Версия для печати - mediafax.ru

Почему в Москве сносят торговые палатки и терминалы?

Почему в Москве сносят торговые палатки и терминалы?

Общество защиты прав потребителей обвиняет нового мэра в подрыве позиций малого бизнеса

За короткое время своего руководства Первопрестольной Сергей Собянин успел настроить против себя и бизнесменов, и автолюбителей. После того как новый мэр Москвы Сергей Собянин приказа очистить улицы столицы от «незаконных объектов торговли», городские службы приступили к массовой кампании по сносу торговых палаток и павильонов. Одновременно власти столицы стали удалять с улиц города и торговых центров платежные терминалы. Представители малого бизнеса в панике. Они тщетно ищут ответа на свой вопрос: кто защитит их права, если действия нового градоначальника приведут к разорению сотен бизнесменов, которые вложили немалые средства в свои торговые «точки»?

Между тем глава Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что указанные меры властей Москвы – «правильные и своевременные». « Это было правильное и единственное возможное решение", -  подчеркнул он. По его словам, торговые палатки возле станций метро превратились в «рассадники антисанитарии».  И весь свой гнев Онищенко направил против шаурмы. «Москвичи из-за этих горе-продавцов не только рискуют здоровьем, но и чувствуют себя униженными, а ведь они - жители крупной европейской столицы. Зачем москвичам шаурма, если у них другая культура потребления и питания?" - подытожил главный санитарный врач.

Однако многие независимые эксперты категорически не согласны с мнением Онищенко. Видимо, сам санитарный врач обедает в ведомственной столовой, и поэтому, утверждают аналитики, ему не понять проблем рядовых москвичей, которые в обеденный перерыв тщетно пытаются найти в центральных кварталах Москвы объекты быстрого питания. Палатки, в которых продавались шаурма, куры-гриль и «крошка-картошка» стали привычными для многих москвичей, которые торопятся и хотят перекусить на ходу. Ведь альтернативы этим видам фаст-фуда порой просто не существует. За постперестроечные годы в столице было уничтожено большинство государственных столовых и пельменных. А по числу стационарных ( то есть на первых этажах зданий) пунктов быстрого питания на душу населения Первопрестольная занимает одно из последних мест в Европе, рядом с Албанией и Румынией. 

То же самое можно сказать и о пунктах продажи продуктов. По их количеству на душу населения Москва также в числе самых отсталых столиц Европы. Ведь в большинстве столиц Евросоюза через каждые сто-двести шагов вы можете увидеть либо магазин «Продукты», либо почту или телеграф, либо ресторан. В Москве, напротив, вы можете минут сорок ехать по центральным и спальным районам, и вы не встретите ни одного крупного супермаркета. Так, на Тверской улице имеется всего один продуктовый магазин – знаменитый «Елисеевский», который, пользуясь отсутствием конкурентов, очень редко снижает цены на свои товары.

Корни такого явления, как дефицит торговых площадей в столице, надо искать в советском прошлом. В бывшем СССР огромные очереди на сливочное масло и колбасу порой были вызваны не только дефицитом этих продуктов, а также тем фактом, что в стране Советов была запрещена частная собственность, а государственных продуктовых магазинов были в 10, а порой в 15 раз меньше, чем в странах Запада. Когда после распада СССР в Москве начало стремительно расти число мелких и средних предпринимателей, большинство из них решило заняться продуктовым и ресторанным бизнесом. Однако начинающие бизнесмены столкнулись с такой проблемой. В «проходных» местах, то есть возле метро и недалеко от оживленных магистралей, не было стационарных площадей для аренды.

Причина проста: в то время как в Лондоне и Париже на первых этажах большинства зданий как в центре, так и в спальных районах, размещены аптеки, почта, продуктовые магазины и рестораны, в Москве, как и в советское время, первые этажи очень передаются для нужд коммерсантов. Сегодня в большинстве жилых зданий Москвы на первых этажах находятся квартиры простых москвичей. А что касается ведомственных зданий, то их первые этажи никак не приспособлены для сдачи в аренду коммерсантам, так как у них на первых этажах вместо стеклянных витрин чаще всего мы видим массивную каменную стену, за которой чаще всего – бытовые помещения. 

Вот почему и возникли в Москве несколько хаотично расположенные, но очень востребованные потребителями торговые палатки, где можно было быстро и недорого поесть, В торговых павильонах покрупнее можно быстро и недорого купить свежие фрукты и овощи, а также продукты первой необходимости. Непонятно, где там господин Онищенко разглядел «антисанитарию», если эти объекты регулярно проверяются санэпидемстанцией. 

Теперь, когда власти Москвы приступили к ликвидации этих палаток и ларьков без предоставления пострадавшим коммерсантам альтернативных стационарных торговых площадей в том же районе, возникает опасность возрождения советского опыта дефицита товаров и услуг. То есть теперь жителю спального района, чтобы купить буханку хлеба в вечернее или ночное время, придется идти минут 20 пешком в ближайший супермаркет и выстоять очередь перед кассой. А перекусить и вовсе будет проблематичным.

15 ноября Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) направило письмо в Генпрокуратуру с просьбой вмешаться в ситуацию вокруг массового сноса павильонов, палаток и киосков со столичных улиц и площадей. Авторы документа считают, что от «незаконных действий чиновников страдают не только москвичи, но и миллионы гостей столицы». Кроме того, решение о сносе было принято слишком стремительно, без учета мнения горожан, без консультаций с жителями и без широкого общественного обсуждения.  Как считают в ОЗПП, на данный момент уже ликвидировано более 400 павильонов и палаток. В частности, в практически полностью снесены объекты потребительского рынка рядом со станциями метро "Белорусская", "Кропоткинская", "Таганская", "Баррикадная", Краснопресненская", "Третьяковская", "Павелецкая", "Новокузнецкая", "Красные ворота", "Курская", "Смоленская", "Арбатская".

В обращении отмечается, что в числе ликвидируемых объектов имеются павильоны мелкорозничной торговли и сетей быстрого питания, туалетные кабинки, киоски, реализующие мороженое, печатную продукцию и театральные билеты, палатки индивидуальных предпринимателей, оказывающих гражданам услуги мелкого ремонта бытовой техники, одежды и обуви, изготовления ключей. Все они пользовались спросом у жителей близлежащих районов и приезжих, удовлетворяя потребность на необходимые потребителям товары и услуги.  В ОЗПП возмущены тем, что власти Москвы отказались платить компенсацию за уничтоженную без решения суда частную собственность. При этом, по словам авторов документа, никаких официальных документов относительно сноса палаток столичные власти не принимали.

В своем обращении ОЗПП просит Генпрокуратуру РФ «в случае установления фактов нарушения закона в действиях должностных лиц правительства города Москвы привлечь виновных к уголовной ответственности по ст. 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий), ст. 330 УК РФ (Самоуправство), ст. 167 УК РФ (Умышленное уничтожение или повреждение имущества)».

Как выяснили эксперты, Сергей Собянин не ограничился распоряжением о сносе лишь палаток и ларьков. По его приказу решили также ликвидировать терминалы экспресс-оплаты услуг. За неделю с московских улиц были удалены несколько сотен платежных терминалов. официальный представитель префектуры СЗАО Августин Северин утверждает, что снос терминалов проходит на законных основаниях. Однако владельцы терминалов утверждают, что аппараты увозят незаконно, причем зачастую вместе с находящимися внутри деньгами и к тому же - в неизвестном направлении. Представитель компании Qiwi Александра Лысачкина утверждает, что помимо сноса терминалов на улицах отключаются также и те аппараты, которые находятся в павильонах». Владельцы терминалов утверждают, что аппараты демонтируются без их ведома. По словам одного из них, у него пропало 20 аппаратов, причем три из них бесследно исчезли.

Между тем власти Москвы начали также борьбу с автолюбителями. В минувшую среду средь бела дня на Тверской улице были увезены на эвакуаторах десятки при паркованных машин. «Принудительное перемещение неправильно припаркованных машин, которое осуществлялось в среду на Тверской улице, было направлено на обеспечение бесперебойного движения транспорта», - заявила пресс-секретарь мэра Москвы Гульнара Пенькова. По ее словам, в гостиничном комплексе «Ритц Карлтон» имеются парковочные места, которые, как правило, заполняются лишь на 30%. Так что обиженные автолюбители могут парковать свои машины там, причем за умеренную плату.

Напомним, что в недавно опубликованном рейтинге стан мира Россия оказалась в одном ряду с африканскими и латиноамериканскими странами по уровню риска для предпринимателей. То есть заниматься бизнесом в России – все еще рискованное занятие. Конкретный пример – история с ликвидацией коммерческих ларьков и павильонов.

Андрей Раевский

Политический обозреватель

20:09 15.11.2010