Эрдоган договорился с Оджаланом
Но о чем именно - пока не известно
Вашингтон полностью поддерживает процесс урегулирования курдской пробелемы в Турции, начатый правительством Реджепа Тайипа Эрдогана. Об этом открытым текстом было заявлено на совместной пресс-конференции с премьер-министром Турции президентом США Бараком Обамой. Но вся проблема в том, что Р.Т.Эрдоган не имеет такой поддержки ни внутри страны, как ни странно, ни среди стран региона по этому вопросу. Но обо всем по порядку.
Оппозиция против
Но по-разному. Например, Партия националистического действия (ПНД) против, как говорится, в принципе. Эта партия считает, что никакой курдской проблемы в природе не существует. Существует проблема террора, с которой необходимо разобраться соответствующим образом. Ясно и четко.
Кроме того, националисты считают, что так называемая “курдская проблема” высосана из пальца сторонниками премьер-министра и леволибералами для федерализации и в конечном счете развала Турции. Одним словом, все те, кто выступает за решение “курдской проблемы”, – враги и предатели. Я не утрирую. Националисты именно так и заявляют.
Несмотря на привлекательность на слух, эта позиция не выдерживает никакой критики. Во-первых, курды составляют минимум 10 процентов населения Турции. Речь идет о миллионах. Это уже большая проблема. Можно, конечно, ее не замечать, но от этого легче не станет.
Во-вторых, в принципе существуют следующие возможные варианты решения данной проблемы.
Первый – этнические чистки. Еще совсем недавно этот вариант вполне эффективно и успешно использовался для решения национального вопроса. И сегодня используется, по ходу катаклизмов локального характера, то есть всеобщей неразберихи, как было на территории бывшей Югославии или же во время азербайджано-армянского конфликта вокруг Нагорного Карабаха и где-то в забытой богом Африке, где это все еще норма для выяснения отношений. К примеру, по ходу армяно-азербайджанского конфликта во времена всеобщей неразберихи в конце 80-х – начале 90-х годов Армении полностью удалось решить национальный вопрос, то есть избавиться от единственного крупного этнического меньшинства в лице азербайджанцев.
Однако с постепенным вовлечением государств в так называемую систему цивилизованных межгосударственных отношений реализация данного варианта становится невозможной.
Грубо говоря, Турция, которая стучится в двери Евросоюза, не может себе позволить использование этого варианта для решения национального вопроса.
Особо хочу отметить, что в данной ситуации речь не идет о том, “что хорошо, а что плохо”. Я пытаюсь ответить на вопрос: что возможно, а что нет? Это разные вещи, не имеющие никакого отношения к моему личному отношению к тому или иного варианту.
Второй – можно попытаться ассимилировать национальное меньшинство. К примеру, народы, населяющие Сибирь, частично подверглись этнической чистке, а частично были ассимилированы. Однако из-за определенных качественных и количественных показателей ассимилировать курдов не удалось. Сегодня это вообще невозможно. Хотя бы потому, что курды никак “не настроены” на ассимиляцию.
Третий – можно “развестись”. Курды, скорее всего, и рады подобной перспективе, но турки в корне не согласны с этим вариантом урегулирования проблемы.
И, наконец, четвертое – можно попытаться найти вариант мирного сосуществования, чем и занимается в данный момент правительство Эрдогана.
Основная оппозиционная сила, то есть Народно-республиканская партия (НРП), также подвергает жесткой критике политику правительства по урегулированию курдской проблемы, но скажем так, не в принципе, а в частности. НРП признает существование “курдской проблемы” и в принципе выступает за ее решение мирными средствами.
То есть НРП расходится с правительством Эрдогана в вопросе тактики урегулирования проблемы.
Начну с того, что кемалистам не нравится конфиденциальность переговоров с лидером ПКК Абдуллой Оджаланом. Республиканцы вообще выступают против переговоров с Оджаланом и считают, что можно добиться решения проблемы под крышей Великого национального собрания Турции, где представлена прокурдская Партия примирения и демократии (ППД).
Далее, НРП требует обнародования договоренностей, достигнутых между правительством и Оджаланом. Республиканцы утверждают, что во время переговоров стороны договорились если и не об освобождении Оджалана, то, по крайней мере, о переводе лидера ПКК под домашний арест. Кроме того, кемалисты утверждают, что взамен на эти и другие уступки прокурдская ППД поддержит внесение на референдум проекта Конституции, предполагающего превращение Турции в президентскую республику.
Правительство Эрдогана, естественно, отрицает существование подобных договоренностей. Буквально накануне министр юстиции Саадулла Эргин, отвечая на вопросы журналистов, заявил, что во время переговоров с Оджаланом вышеупомянутые темы вообще не затрагивались. Речь якобы исключительно шла о выводе вооруженных формирований ПКК из Турции в Северный Ирак и о последующем их разоружении. По сути, министр юстиции утверждал, что никакой согласованной сторонами “дорожной карты” по решению “курдской проблемы” нет.
В это никто не верит. Да в это и невозможно поверить. И дело не только в том, что лидеры прокурдской ППД выступают с диаметрально противоположными по содержанию заявлениями. Всем понятно, что Оджалан не стал бы призывать к выводу вооруженных отрядов с территории Турции, если бы были достигнуты соответствующие договоренности.
И вообще идет очень странный процесс, конечные програмные цели которого не обнародованы.
Хотя некоторые заявления, которые раздаются время от времени, дают определенное представление в целом о конечных целях этого процесса. Например, совсем недавно Эрдоган заявил, что в принципе он не против перехода в губернскую форму правления регионами, с выборами губернаторов. При этом отметил, что об этом еще рано говорить в качестве проекта для реализации. В свою очередь лидеры прокурдской ППД заявили, что в определенных условиях готовы поддержать, то есть проголосовать в парламенте за внесение проекта новой Конституции на референдум.
Ирано-иракский тандем также против
Средства массовой информации Ирана критически освещают мирный процесс между Рабочей партией Курдистана (ПКК) и турецким правительством. И Тегеран, и шиитское правительство в Багдаде, близкое к нему, выразили свое несогласие с процессом, который должен положить конец тридцатилетнему конфликту в Турции, унесшему около 40 000 жизней.
Багдад заявил, что уход боевиков ПКК из Турции на их горные базы в автономном районе Иракского Курдистана нарушает его “территориальную целостность” и “суверенитет”, и обратился с жалобой в Совбез ООН. Комичность ситуации заключается в том, что в течение более чем 30 лет базы ПКК находились на территории Северного Ирака. Но почему-то этот фактор не расценивался Багдадом как нарушение “суверенитета и территориальной целостности” Ирака.
Что касается Ирана, то Тегеран связывает процесс с предполагаемым израильским и американским намерением разделить Ирак. Одной из его теорий является то, что турецкие усилия направлены на создание первого курдского государства, а затем, с помощью ПКК, на перекройку границ Сирии и Ирана.
Тегеран опасается, что уходящие партизаны могут присоединиться к своим филиалам в Иране и запрещенной Партии свободной жизни Курдистана (“Пежак”). Другой его сценарий предполагает, что они смогут соединиться с товарищами из Партии демократического союза (ПДС) в Сирии, где курдские силы участвуют в восстании против поддерживаемого Ираном президента Башара Асада.
Согласно докладу консультантов Global Insight, ни Анкара, ни Эрбиль не будут возражать против перехода боевиков ПКК в Сирию или Иран, “учитывая их оппозицию к обоим режимам” Дамаска и Тегерана.
Турецкая газета Hurriyet сообщила, что заместитель министра иностранных дел Ирана Сейед Аббас Аракчи заявил министру иностранных дел Турции Ахмету Давутоглу в Анкаре в конце мая, что вывод ПКК должен быть одобрен Тегераном и Багдадом.
Представитель ПКК, Рож Велат, отрицает опасения по поводу выхода. “Это не против Ирана или Ирака. Может быть, этот процесс приведет регион к миру и стабильности”, – заявил Велат в интервью газете Rudaw.
ПКК надеется, что мирный процесс в Турции сможет стать примером для других стран с большим курдским меньшинством. “Если курдский вопрос будет решен в Северном (Турецком) Курдистане, это принесет новые возможности для всех частей Курдистана”, – заявил журналистам высший военный командир ПКК, Мурат Карайылан. “Решение курдского вопроса в Турции касается не только севера. Это запустит новый процесс для всех курдов. Мы хотим инициировать новый процесс на Ближнем Востоке”, – сказал он.
В течение последних двух лет отношение Ирана к курдскому движению дважды менялось, притом каждый раз на 180 градусов. Как утверждают турецкие источники, сразу после активного вовлечения Турции в урегулирование сирийской проблемы, притом на стороне оппозиции, официальный Тегеран заключил союз с “Пежак” и ПДС. Силы “Пежак” были выведены из Ирана. Предполагалось их объединение с силами ПДС в Сирии для поддержки асадовского режима. А ПКК в свою очередь должна была расширить террористическую деятельность в самой Турции.
Вначале Ирану частично удалось достичь этих целей. Сирийские курды придерживались, можно сказать, проасадовской позиции. ПКК начала масштабную войну против Турции. Но лидерам курдского движения, притом, речь идет не только об Оджалане, но и о более влиятельном главе курдской автономии в Северном Ираке Масуде Барзани, при посредничестве американцев удалось договориться с Эрдоганом. Таким образом, не удалось использовать турецко-курдские противоречия в антизападных целях.
Тут необходимо обратить внимание на то, что М.Барзани постепенно становится фигурой, выступающей и способной вести переговоры от имени всех курдов. А в этом есть свои минусы и плюсы. Но об этом чуть позже.
А теперь речь идет о констатации факта – лидеры курдского движения в очередной раз сменили союзников. Сегодня они воспринимаются в Тегеране, Багдаде и Дамаске в качестве союзников Анкары, и, что еще хуже (для Ирана, Ирака и Сирии), – Вашингтона.
Масуд Барзани и энергоресурсы – “за”
А теперь вернемся к тому, что лидер курдской автономии Масуд Барзани становится ключевой фигурой как в урегулировании курдской проблемы в Турции, так и в определении отношения и места курдов во внутрисирийском конфликте.
Итак, о негативных и позитивных моментах этого актора. Во-первых, на наших глазах происходит становление курдского государства. Безусловно, с точки зрения перспективных и стратегических интересов Турции – это негатив. Речь идет о примере, в том числе, и для турецких курдов.
При этом Турция сама виновата в том, что столкнулась с подобной угрозой. В 2003 году именно Эрдоган не убедил парламент в необходимости участия в антииракской коалиции. Турция не стала вводить войска на Север Ирака, что позволяло контролировать не только нефтегазовые месторождения, но и территории компактного проживания курдов и туркманов. Барзани удачно “продался” американцам и стал самым надежным союзником Вашингтона в Ираке. И сегодня именно Барзани контролирует как нефтегазовые месторождения, так и Киркук, то есть территории компактного проживания этнических туркманов.
Поступи тогда Эрдоган иначе, сегодня не было бы курдской автономии, да и переговоры с ПКК по урегулированию курдской проблемы в Турции велись бы с намного более сильных позиций. Демонстрация “мусульманской солидарности” подвела Эрдогана.
Надо признать, что это минус долгосрочного действия.
Во-вторых, сегодня Барзани является одним из самых надежных союзников Анкары. Речь идет о совпадающих среднесрочных тактических интересах. Первое – Барзани, безусловно, стремится к созданию независимого курдского государства. Проще говоря, ему необходимо ослабить зависимость от центральных иракских властей, притом во всех сферах, в том числе экономической. Энергорерсурсы могут сыграть решающую роль в становлении экономической независимости курдской автономии на Севере Ирака. А Турция, с учетом напряженных отношений с официальным Багдадом для обеспечения собственной энергетической безопасности, заинтересована в усилении экономической независимости курдской автономии в Ираке.
Как стало известно буквально на днях, Иракский Курдистан намерен построить второй трубопровод для экспорта нефти в Турцию после заключения соглашения Анкары с американским нефтяным гигантом ExxonMobil о совместной разведке нефти в автономном регионе.
Али Бало, советник Министерства природных ресурсов в Региональном правительстве Курдистана (КРГ), заявил, что трубопровод будет ежедневно экспортировать 500 000 баррелей тяжелой нефти с месторождений в районах Акра, Шейхан и Бардараш. Советник сказал, что нефтепровод станет дополнением к другому нефтепроводу в Турцию с суточной мощностью 400 000 баррелей, который практически завершен. “Этот проект планируется завершить в ближайшее время. Он имеет протяженность около 20 км”, – цитирует Бало газета Rudaw.
Прорыв, объявленный Бало, последовал после визита в США премьер-министра Турции Эрдогана и его заявления о совместной деятельности с ExxonMobil в Курдистане. “Заявление Эрдогана не было неожиданностью, так как Турция работает над этим вопросом в течение последних двух лет”, – сказал Бало.
“Турция имеет амбиции стать одной из экономических супердержав мира, и эти амбиции требуют большого количества энергии”, – добавил он. “Сам Эрдоган принял политику сотрудничества с Курдистаном в экспорте нефти через свою страну”.
Объявления о проведении второго трубопровода и начале работы ExxonMobil с Турцией по разведке нефти в Курдистане являются неудачей для Багдада. Шиитское центральное правительство давно утверждает, что все нефтяные сделки в автономном анклаве должны проходить через Багдад, и что любые прямые договоры с КРГ являются незаконными. Но КРГ настаивает, что Конституция предусматривает независимый экспорт нефти, и обвиняет Багдад в неуплате эксплуатационных расходов нефтяных компаний, работающих в регионе.
До сих пор Вашингтон склонялся к аргументам Багдада, препятствуя КРГ в прямых нефтяных сделках на основании того, что большая экономическая независимость курдов будет способствовать развалу Ирака и провозглашению независимого курдского государства. “Четыре месяца назад делегация турецкого правительства отправилась в Вашингтон, чтобы убедить чиновников Белого дома поддержать экспорт нефти КРГ через Турцию”, – сказал Бало.
ExxonMobil является гигантской американской нефтяной компанией, которая создает экономические выгоды для США. Именно поэтому после визита турецкой делегации в Белый дом Турция и ExxonMobil подписали соглашение, позволяющее американской нефтяной компании получить долю в нефтяных сделках, пояснил Бало.
ExxonMobil подписала первые нефтяные сделки с КРГ в ноябре 2012 года, что подвигло другие крупные концерны, такие, как Chevron и “Газпром”, последовать его примеру.
Бало заявил, что Турция не получила скидку в сделке с КРГ. “Турция должна платить ту же цену, что и другие страны-реципиенты. Но эта сделка все же выгодна ей, так как Курдистан является близким источником энергии для страны”, – добавил он.
Нефтяные запасы Иракского Курдистана оцениваются примерно в 45 млрд. баррелей, но, согласно ожиданиям Бало, эта цифра вырастет до 70 миллиардов баррелей. Более 50 нефтяных компаний подписали нефтяные соглашения с Курдистаном.
Второе – как было отмечено выше, М.Барзани пытается монолизировать право говорить от имени всех курдов на международной арене. Это также в той или иной степени отвечает тактическим интересам официальной Анкары. Ведь подобное поведение требует ответственности.
С одной стороны, М.Барзани сразу заявил о готовности принять все выводимые из Турции вооруженные отряды ПКК. По сути, Барзани выступает в роли одного из гарантов выполнения достигнутых между Оджаланом и турецким правительством договоренностей. С другой стороны, чтобы говорить от имени всех курдов, необходимо контролировать и гарантировать соответствующее поведение всех вооруженных отрядов курдского движения. То есть сегодня у официальной Анкары и ее западных союзников, прежде всего у Вашингтона, есть с кого спросить за действия курдских вооруженных отрядов. Это вносит прогнозируемость в развитие событий, что особенно важно в свете происходящих в Сирии и без того непростых и болезненных процессов.
М.Барзани потребовал от Партии демократического союза (сирийское ответвление ПКК) не позиционировать себя в качестве представителя курдского населения Сирии. Об этом пишет газета Today’s Zaman. “Никто не может заявлять о себе, как о представителе курдского народа Сирии, прежде чем будет избран таковым. Мы не позволим такие инициативы. Если они (ПДС) не поменяют это отношение, мы будем использовать другой метод”, – говорится в заявлении, размещенном на официальном сайте КРГ.
Барзани собрал ПДС и другие сирийские курдские группы в Курдский национальный совет (KNC) на конференции в Эрбиле в июле 2012 года. По условиям сделки, которая стала известна как Эрбильское соглашение, ПДС и KNC объединились под названием “Сирийского курдского верховного совета”. Разногласия между ПДС и KNC, однако, остались. Недавнее создание про-барзанистской фракции внутри KNC, как сообщается, ухудшило спор.
Напряженность достигла максимума дней десять тому назад, когда ПДС задержала 75 членов сирийской курдской политической партии, которая имеет тесные связи с Барзани. Барзани призвал военную группу освободить членов партии. Как стало известно в минувший вторник, 75 политиков были освобождены.
“В последние годы ситуация сирийских курдов была более стабильной по сравнению с другими местами, и это результат усилий Барзани”,- говорится в заявлении КРГ. “В июле прошлого года был создан Сирийский курдский верховный совет и это принесло курдам большое счастье и увеличило их моральный дух. С тех пор Барзани сохранял равное расстояние по отношению ко всем сторонам в Сирии. Тем не менее, после Эрбильского соглашения определенная группа поставила себя в теневую позицию за счет дистанцирования от других партий. Эта группа, к тому же, не соблюдает Эрбильского соглашения, убивает и похищает людей, следовательно, вредит другим курдским партиям. Мы не позволим этому продолжаться”,- говорится в заявлении.
Таким образом, постепенно происходит усиление контроля Барзани над всеми подразделениями ПКК, что также отвечает тактическим интересам официальной Анкары…
Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=17431
28 Май 2013, 19:19
Версия для печати
Последние новости по этой теме:
-
Азербайджан объявил в розыск Ару Абрамяна, Самвела Карапетяна и Давида Галустяна
Ино СМИ -
Азербайджанская трагедия и Армянский фарс СВОБОДНЫЙ ПОЛЕТ
Ино СМИ -
Абрамян разжигает новую войну в Карабахе
Ино СМИ -
«NATURE AND HISTORY PRODUCTION» ДОКАЗЫВАЕТ ФАКТАМИ: ДАДАВАНК В КЕЛЬБАДЖАРЕ - АЛБАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Ино СМИ -
Громкий арест “вагнеровцев” в Минске. Информацию в Москву слили из Киева ПОЛИТИЧЕСКИЙ СКАНДАЛ В УКРАИНЕ
Ино СМИ -
Армения пошла по пути Украины: в Ереване идет зачистка «агентов влияния России»
Ино СМИ