ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ ДЕПУТАТА ГОСДУМЫ РФ ВАСИЛИЯ ЛИХАЧЕВА


ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ ДЕПУТАТА ГОСДУМЫ РФ ВАСИЛИЯ ЛИХАЧЕВА

Уважаемые читатели!

Предлагаем Вашему вниманию Интернет-конференцию с участием депутата Государственной Думы Василия Лихачева.

Тема Интернет-конференции: «Анализ ситуации на Украине и оценка актуальных событий внутренней и внешней политики России».

НАША СПРАВКА:

Василий Николаевич Лихачев - депутат Государственной Думы, избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого партией «Коммунистическая партия Российской Федерации». Член фракции КПРФ.

В. Н. Лихачёв родился 5 января 1952 в г. Горький (Нижний Новгород). В 1975 году окончил юридический факультет Казанского государственного университета, прошёл обучение в аспирантуре. В 1978—1988 годах — доцент Казанского государственного университета, в 1982—1983 годах — преподаватель Национальной школы права Республики Гвинея-Бисау, в 1987—1988 годах — преподаватель Университета Республики Мадагаскар. В 1988—1990 годах — заведующий государственно-правовым отделом Татарского обкома КПСС, в 1990—1991 годах — председатель Комитета конституционного надзора Республики Татарстан, в 1991—1995 годах — вице-президент Республики Татарстан. В 1995—1998 годах — председатель Государственного Совета Республики Татарстан и заместитель председателя Совета Федерации России.

В 1998—2003 годах — Постоянный представитель России в Европейском сообществе в Брюсселе. В 2004—2010 годах — представитель в Совете Федерации РФ от Народного собрания Республики Ингушетия. Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам, член Комиссии по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации, член Комиссии Совета Федерации по информационной политике. С 2010 года по 27.02.2011 года — заместитель министра юстиции Российской Федерации. В 2011 году - депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.

Профессор, Действительный член Российской академии естественных наук. Награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени за активное участие в законотворческой деятельности и многолетнюю добросовестную работу и Орденом Почёта за заслуги перед государством, большой вклад в развитие и укрепление российской государственности. Почётный работник Министерства иностранных дел Российской Федерации. Член-корреспондент Академия наук Республики Татарстан, Академик РАЕН. Член Наблюдательной комиссии при Президенте РФ по соблюдению конституционных прав и свобод граждан, член Российского организационного комитета по делам ветеранов при Правительстве РФ. Доктор юридических наук, профессор. Автор 10 монографий по вопросам международного и государственного права, более 500 научных публикаций и статей. Владеет французским, английским, португальским языками. Чрезвычайный и Полномочный Посол. Действительный государственный советник юстиции Российской Федерации 3 класса.

ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ ВАСИЛИЯ ЛИХАЧЕВА

ВОПРОС. Дмитрий Щербаков, 37 лет. Филолог. Москва. - Василий Николаевич, как Вы оцениваете события на Украине? Какова мера ответственности нынешнего режима в Киеве за углубление кризиса на Украине?

В.Н.ЛИХАЧЕВ:  Когда я был студентом Казанского университета, в драматическом театре им. Качалова шел великолепный спектакль «Убить Герострата». Думаю, что сюжет этого спектакля поразительно актуален сегодня применительно к украинским и околоукраинским событиям. Все происходящее на Украине можно назвать современным вариантом Герострата, поджигателя и разрушителя. Несмотря на мои дипломатические подходы, должен сказать, что для меня и, думаю, для всех здравомыслящих людей понятно, что и Турчинов, и Яценюк, и многие другие, представляющие собой властную клику в Киеве, обречены на политическую смерть. К этому состоянию они сделали очень серьезные шаги. Такие события, как «черная пятница», как то, что произошло в Одессе, человеческая память никогда не забывает. О совершении на Украине преступлений надо говорить, употребляя категории уголовного права. Для этого достаточно сравнить все, что выпущено из-под пера этой власти в форме приказов, указаний, распоряжений, сравнить с тем, что сегодня закреплено в международном гуманитарном законодательстве, в действующих законах и обычаях. Я имею в виду Женевскую конвенцию 1947 года, два дополнительных протокола, принятых в 90-е годы в ООН, которые включили нормы о немеждународных внутренних конфликтах. К этому еще надо добавить ряд положений Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Международного пакта о гражданских и политических правах. Власть предержащие в Киеве совершают преступления против главного права человека — права на жизнь. Я хотел бы напомнить, что украинское законодательство и международные нормы категорически запрещают применение вооруженных профессиональных сил против мирного гражданского населения.

Проанализировав происходящее на Украине с точки зрения права, я пришел к выводу о том, что необходимо выступить с инициативой организации международного общественного уголовного трибунала. Надо формировать досье против лидеров украинского евромайдана и тех, кто получил сегодня огромные политические посты и власть на Украине, а также тех, кто является технической, технико-боевой подпоркой этого режима. После трагических событий в Одессе, считаю, необходимо предпринять еще один очень важный шаг. Нужно, может быть, с помощью российских юристов, российских политиков, помочь родным и близким жертв одесской трагедии, погибших в Славянске, Луганске, Донецке, Харькове, на всем юго-востоке Украины, а также тем, кто получил там ранения, составлять иски в суд по правам человека. Россия могла бы инициировать соответствующие процессы против нынешней украинской власти в международном уголовном суде. Украинская власть и ее лидеры должны выступать в качестве обвиняемых — международное сообщество не может простить такого рода преступления против человечности, военные преступления, преступления нацизма, фашизма и геноцида.

ВОПРОС. Виктор Решетников, 62 года, пенсионер. Санкт-Петербург - Какую позицию, на Ваш взгляд, должно занять руководство России по отношению к нынешнему режиму в Киеве?

В.Н. ЛИХАЧЕВ: Россия как постоянный член Совета безопасности имеет особые полномочия для поддержания международного мира. Сейчас ситуация для президента России Владимира Путина, для высшего руководства страны, состоит в том, чтобы найти легальные возможности хотя бы морально поддержать людей, которые на Украине стали жертвами террористических акций нынешнего режима. Может быть, Владимиру Путину надо обратиться, как это было в ситуации с Крымом, напрямую к населению, к народам мира с официальным предупреждением о той фашистской, в обличии неонацизма, опасности, которая сегодня исходит из Киева. С моей точки зрения, весьма полезным было бы и политическое обращение председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко и председателя Думы Сергея Нарышкина к руководителям национальных парламентов и международных парламентских структур с призывом объединить свои усилия и остановить эту фашистскую угрозу. Уже всем понятно, что она небезобидна, она сносит все, что стоит на ее пути, распространяет семена раздора, ненависти, разрушений. И сегодня надо прекратить, остановить это, подавить зародыши этой фашистской угрозы... И так уже страна находится на старте глубоких разрушений национального украинского международного порядка, и если это не остановить, не предпринять консолидированные действия, то темпы, объемы и масштабы разрушений будут несравненно выше и больше, чем сегодня.

ВОПРОС. Лидия Петрова, 57 лет. Преподаватель. Кострома - Почему, на Ваш взгляд, страны Запада не поддерживают позицию России относительно кризиса на Украине?  

В.Н. ЛИХАЧЕВ: Сегодня наша дипломатия действительно предпринимает все возможные в данной ситуации усилия в рамках миролюбивых, согласованных подходов, в том числе активно работает и с Соединенными Штатами Америки. Совершенно очевидно, что от взаимодействия США и России зависит завтрашний день международного сообщества. И чем быстрее американцы это поймут, чем быстрее прекратят русофобские тенденции и подходы в своей внешней политике, прекратят голословные обвинения российской внешней политики, российской дипломатии, прекратят эти бессмысленные призывы к разным степеням международных санкций в отношении российского государства, тем быстрее наступит период осмысления, здравомыслия. Сегодня ответственность за киевские и украинские события, конечно, лежит на Брюсселе, конечно, лежит на Вашингтоне. Естественно также, что лидеры этих столиц не собираются признавать это, для этого нужна большая политическая воля, большое политическое мужество. Но вне такого процесса движения вперед просто не будет, оно невозможно. Поэтому российская дипломатия должна осознать эти новые процессы и свое совершенно стратегическое место в мире. Но усилий одной России явно недостаточно. Должен быть какой-то мобилизационный призыв в международном сообществе, без чего оно не станет ни демократическим, ни легитимным, ни международно-правовым, ни эффективным. Еще один очень важный момент, с моей точки зрения, состоит в том, что международные структуры должны, наконец, осознать свою роль. На этом фоне ООН, несмотря на то, что нет там единства среди постоянных членов Совета безопасности, должна найти здравомыслящие силы и объединить их. И Россия в этом процессе объединения миролюбивых сил Земли, пусть это и громко звучит, должна сыграть исключительную роль. Мне кажется, мир вступил в такой процесс глубокого кризиса — кризиса народовластия, кризиса демократии, кризиса законности, национальной и международной, кризиса эффективной правосубъектности, — что мы вправе говорить о том, что эти события достигли некоей красной черты, за которой может наступить мировой хаос.

ВОПРОС. Алексей Григорович, 65 лет. г. Владивосток - Как Вы оцениваете новую Концепцию внешней политики Российской Федерации, утвержденную президентом России в феврале 2013 года?

В.Н.ЛИХАЧЕВ: По своей сути новая Концепция внешней политики Российской Федерации представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритетные направления, цели и задачи внешнеполитической деятельности России. Содержательно и исторически документ связан с предыдущими аналогичными документами 2000 и 2008 гг. И в то же время он учитывает реалии, закономерности второго десятилетия нового столетия. Концепция, представляя основу международной доктрины Владимира Путина на его президентский срок, получила заметный политический и прикладной резонанс. Актуальными, универсальными по географии восприятия, выступают изложенные в Концепции тезисы и выводы. Речь идет о сокращении возможностей исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике, рассредоточении мирового потенциала силы и развития, его смещении на Восток, нарастании нестабильности в международных отношениях, соблюдении универсальных принципов равной и неделимой безопасности применительно к евроатлантическому, евразийскому и азиатско-тихоокеанскому пространствам в качестве страховки от глобальной турбулентности. Обсуждается культурно цивилизационное многообразие современного мира, повышение значения фактора цивилизационной идентичности, тенденции реидеологизации международных отношений, общности модернизационных вызовов, обеспечение подлинного партнерского взаимодействия России, Европейского Союза и США, создание единого экономического и гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана. И, наконец, о выработке вместе с США культуры управления разногласиями на основе прагматизма и соблюдения баланса интересов, формировании и продвижении в Азиатско-Тихоокеанском регионе партнерской сети региональных объединений и многие другие.

Необходимо также обеспечить выполнение Договора между Российской Федерацией и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений; создание многосторонних политических и правовых основ универсального и прочного режима нераспространения ядерного оружия, других видов оружия массового уничтожения и средств их доставки; соблюдение Договора о нераспространении ядерного оружия, Конвенции о запрещении разработки, производства и накоплении запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении, а также Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении; содействие скорейшему вступлению в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний; создание глобального режима ракетного нераспространения на основе юридически обязывающей договоренности и придание глобально характера обязательствам по Договору между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и меньшей дальности; совершенствование международно-правовых механизмов обеспечения ядерной безопасности и предотвращение актов ядерного терроризма; заключение международного договора по предотвращению размещения оружия в космосе.

Назрела необходимость выработки под эгидой ООН правил поведения в области обеспечения международной информационной безопасности, рассмотрение ст.51 Устава ООН как адекватную и не подлежащую ревизии правовую основу для применения силы в порядке самообороны, в том числе в условиях существования таких угроз миру и безопасности, как международный терроризм и распространение оружия массового уничтожения; применение в соответствии с международным правопорядком и национальным законодательством всех необходимых мер по отражению и предотвращению террористических нападений на Россию и ее граждан, по их защите от террористических актов, по недопущению на своей территории деятельности, имеющей целью организацию подобных актов против граждан и интересов других стран, по непредоставлению убежища и трибуны террористам и подстрекателям к террору, по предотвращению и пресечению финансирования терроризма.

Важным представляется принятие мер торговой политики для защиты собственных интересов в соответствии с международными правилами, намерение установить в соответствии с международным правом внешние границы своего континентального шельфа, расширяя тем самым возможности для разведки и разработки его минеральных ресурсов; обеспечение дальнейшего комплексного развития в соответствии с современными требованиями системы дипломатической и консульской защиты российских граждан, прибывающих за рубежом, в пределах, допускаемых международным правом и международными договорами Российской Федерации, защита прав и законных интересов соотечественников, проживающих за рубежом, на основе международного права и международных договоров Российской Федерации; расширение участия РФ в международных договорах в области прав человека; расширению правовых рамок международного сотрудничества с целью повышения уровня защиты прав и законных интересов российских детей, проживающих за рубежом; формирование комплекса правовых и этических норм безопасного использования информационно-коммуникационных технологий; согласование договоренностей о защите образовательных, языковых, социальных, трудовых, гуманитарных и иных прав и свобод соотечественников, проживающих в государствах - участниках СНГ.

Таким образом, анализ концепции внешней политики РФ 2013 г. позволяет сделать вывод о творческом подходе власти к реализации международной правосубъектности, политической воли и суверенитета российского государства. Россия действует в режиме цивилизационного взаимодействия с другими иностранными государствами, согласуя гармонично свои интересы с ними на основе Устава ООН. Вся внешнеполитическая и дипломатическая деятельность РФ говорит предметно и доказательно о статусе Российской Федерации как международно-правовой личности, вносящей стратегически-системный и полифункциональный вклад в укрепление международного правопорядка, режим международной законности. Следуя этой линии, она реально обеспечивает прогресс в эволюции международного сообщества.

ВОПРОС: Алексей Никитин, 39 лет, историк. Москва- Василий Николаевич, в следующем, 2015, году мир будет отмечать 70-летие окончания Второй мировой войны. Не кажется ли Вам, что в последнее время в мире усилилась опасность возрождения нацизма?

В.Н. ЛИХАЧЕВ: Действительно, в 2015-м году – так совпало – будут одновременно отмечаться две памятные даты: 70-летие окончания Второй мировой войны и 70-летие создания ООН. Это события, исторически связанные. Причем в рамках этих дат можно рассматривать и другие серьезные вопросы. Например, о росте фашистской и нацисткой идеологии, о влиянии этой идеологии на молодежь. Молодые люди могут не знать, что именно Советский Союз внес главный вклад в Победу, они могут говорить, что это американцы победили. Мол, они же сбросили атомные бомбы на города Японии. Даже есть попытка подвести к мысли, что 6 и 9 августа 1945 года бомбардировки Хиросимы и Нагасаки имели под собой легитимную основу – американцы боролись за нас, за то, чтобы сегодня был светлый, солнечный мир… Или, скажем, выходит страшный учебник истории, в котором пренебрежительно написано, а что, дескать, Россия сделала для Победы? Это Америка ей давала по ленд-лизу тушенку, ботинки и прочее…Поэтому в юбилей можно было бы поднять и эти проблемы, о чем мы говорим своим коллегам из Европарламента. Они, кстати, начинают все больше и больше ощущать опасность нацизма. Тем более, что его проявления сегодня наблюдаются не только в Латвии, в Эстонии… Захвачена по-настоящему Бельгия, захвачены Нидерланды… И это все происходит на глазах у международного сообщества.

ВОПРОС, Николай Трофимов. 29 лет. Студент. Москва - Уважаемый Василий Николаевич, как Вы оцениваете миграционную политику России. В начале текущего года вице-премьер России Дмитрий Козак заявил, что Россия может ввести визовый режим с рядом соседних государств, чтобы контролировать миграционные потоки. Как Вы можете прокомментировать данное заявление?

В.Н.ЛИХАЧЕВ: Действительно, затронутый вице-премьером Козаком вопрос является очень важным для перспектив нашего дальнейшего взаимодействия со странами ЕС. Считаю, что вопрос о введении визового режима в отношении тех или иных стран СНГ зависит от нашего концептуального подхода к ним, от того, каким нам видится дальнейшее формирование совместных с ними отношений. Важно понимать, что решение об установлении такого режима с отдельными государствами может существенно поменять характер отношений с ними. Из дружеских они могут превратиться в полудружеские, если не сказать больше. Необходимо также учитывать и позицию российского президента, который считает, что визы с соседями по СНГ нам не нужны, а нужен въезд в Россию по загранпаспортам. Это позволит нам вести статистику внешней миграции, отслеживать нахождение неграждан России на ее территории. На мой взгляд, сегодня нам нужно ориентироваться именно на практику въезда в Россию по загранпаспортам. Одновременно можно было бы подумать и вот еще над чем. В поле стран СНГ есть нежелательные для Российской Федерации лица – либо с большим количеством судимостей, либо замеченные в связях с преступными и экстремистскими кругами. В большинстве случаев о них хорошо известно компетентным органам, силовым структурам. Думаю, в отношении данных категорий иностранных граждан можно было бы предусмотреть визовый режим или вообще запрет на пребывание на территории России. В целом же я с пониманием отношусь к заявлению Козака. Очевидно, что вызвано оно во многом озабоченностью ситуацией, при которой потоки нелегальных мигрантов захлестнули страну. Несмотря на то, что в действующем нашем законодательстве практически все нормы, регулирующие миграционные процессы, отражены, на практике они реализуются очень слабо. Работодатели стремятся всячески эти нормы обойти в пользу своего собственного кармана. Я также могу рассматривать высказывания вице-премьера и как попытку провести определенный зондаж общественного мнения, узнать отношение к вопросу со стороны как российских политических и общественных организаций, так и политиков в странах СНГ.

ВОПРОС. Семен Гринберг. 39 лет. Инженер. г. Севастополь - Василий Николаевич, в 2013 году Россия столкнулась с огромным потоком мигрантов из стран бывшего СНГ. Какой, на Ваш взгляд, должна быть борьба с нелегальной миграцией?

В.Н. ЛИХАЧЕВ: Сегодня тема борьбы с нелегальной миграцией и создания цивилизованного миграционного пространства входит в число одного из главных вызовов XXI века, и эта проблема входит в международную повестку дня, которую подготовила Организация Объединенных Наций. С этим подходом не только надо согласиться, но и брать его на вооружение в качестве политической, технологической, международно-правовой методологии решения этого вопроса. Недавно в Москве я провел многочасовую большую дискуссию с послами стран СНГ. Их интересовали многие вопросы, обращенные ко мне не только как к бывшему Послу Российской Федерации при Европейском Союзе, но может в большей степени как к человеку, который представляет законодательную власть». По словам депутата, в числе других актуальных тем он обсудил с главами дипмиссий стран СНГ проблему «перевода миграционных потоков в цивилизованное русло». Я хотел бы отметить особую роль ФМС в решении проблем, связанных с миграцией из стран бывшего СССР. Сегодня, в том числе и благодаря работе Федеральной Миграционной Службы, многие вещи стали для нас понятнее и яснее. И рекомендации, в том числе и законодательные, которые идут от этого и других органов исполнительной власти РФ, находят понимание в Государственной думе и Совете Федерации. В подходе Константина Олеговича Ромодановского и его коллег мне нравится гуманизация тех предложений, которые от них идут, и гуманитарный аспект этой деятельности. Вопрос как бы неожиданный для российской власти, но цивилизованная российская власть должна на этот аспект обращать самое пристальное внимание. В этом процессе, вне всякого сомнения, велика роль институтов гражданского общества. Проблема борьбы с нелегальной миграцией, проблема цивилизованного адаптирования людей, которые приезжают в современную Россию, затрагивают высшую сферу государственного управления. Многие мысли, которые прозвучат в этих стенах, достойны того, чтобы найти отражение в законодательном процессе. Налицо тот факт, что проблема миграции приобрела особую актуальность в Европе. Тот же опыт Европейского союза показывает, что происходит перелив от либеральных подходов до очень жестких. А это проблема выживаемости Европейского союза и всех его 29 стран-членов. Я думаю, что мы, опираясь на эти международные стандарты и опыт, должны разрабатывать и свою тактику. Вчера я говорил своим коллегам из Евросоюза: Вы еще не представляете значение той работы, которую проделывает Россия сегодня. Мы стоим перед миграционной волной и стремимся ей придать элемент цивилизованного общественного явления. С тем чтобы эта волна вас не захлестнула. И эта тема должна найти свое отражение в тексте базового соглашения РФ-ЕС на перспективу.

Я бы также затронул актуальную проблему дефицита учителей русского языка в Таджикистане. Несколько месяцев назад наш комитет встречался и имел продолжительную беседу с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном. Разговор получился откровенный. Эмомали Рахмон нам объявил такую проблему – в республике сегодня не хватает 4 тысячи учителей русского языка. Есть Славянский университет, есть разные курсы и программы, которые федеральное агентство по делам соотечественников осуществляет. Запущены другие механизмы, но у них нет практических возможностей. Причем они не стоят с протянутой рукой. Они готовы выделить на эти цели бюджетные средства. Они готовы принять учителей из РФ, выделить им жилье. У меня такая мысль сразу возникла. Почему моя родная республика Татарстан не могла бы с другими республиками Российской Федерации реализовать такой проект?! И почему мы не можем откликнуться на просьбу лидера этого государства?! По этому вопросу и по многим другим вопросам ваши силы должны объединяться с нашими. Главное – для этого есть политическая воля. И очень важно, чтобы в этом процессе мы ощущали поддержку друг друга. И я думаю, что наш комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и делам соотечественников готов к широкому сотрудничеству с вашей организацией. Двери открыты для любой идеи, любого предложения и пожелания. Хорошей нам всем работы и будем вместе.

ВОПРОС. Вениамин Паршуков, 63 года, доктор юридических наук. Г. Краснодар. - Василий Николаевич, много споров вызвала в обществе реформа РАН? Как Вы оцениваете эту реформу? Считаете ли Вы ее четко продуманной?

В.Н. ЛИХАЧЕВ: Правительство внесло законопроект о реформе РАН, а потом предприняло действия по вытаскивания из нее ядра, я бы даже сказал, сердца Академии наук – физических институтов. По этим действиям кабинета министров общая позиция у всех четырех фракций Госдумы России – в такой манере, в такой форме нельзя решать большую государственную проблему по реформированию Академии наук. Ну просто нельзя! Нельзя так бесцеремонно, грубо, жестко, с таким, образно говоря, ударом хлыста, след от которого останется на всю жизнь, обращаться со старшим поколением ученых. Нельзя обвинять их в том, что они едят незаработанный хлеб. Мне кажется, президент России Владимир Путин в последний момент уже почувствовал, что здесь пахнет порохом. И я знаю, что очень большую роль, чуть ли ни одну из самых главных, сыграл Евгений Максимович Примаков. В появлении законопроекта о реформе РАН, считаю, опять сработал этот злополучный материальный фактор. Забрать у ученых квоты на вылов рыбы для научных целей – такие квоты академия имеет. Забрать земельные участки. Забрать недвижимость, логистику, санатории и прочее, и прочее…Все нормальные люди говорят: нельзя так обращаться с научным фондом России! Думаю, что при любом исходе отпечаток поведения российской власти зафиксирован нынешним поколением. Ведь Академия наук - это не только действительные члены и члены-корреспонденты. Это огромное количество студентов, аспирантов, тех, кто учится в магистратуре. Власть своими собственными руками слепила оппозицию. Да, ученые будут молчать, большинство, наверно, промолчит. Потому что люди не понимают, зачем заниматься Сколково, если в России 18 наукоградов – развитых, имеющих базу, прекрасные кадры. Нужно было только их поддержать – Новосибирский Академгородок, Серпухово… Что, Сколково – это игрушка для господина Медведева? Которому хочется войти в историю тем, что он создал такой вот суперсовременный наукоград. Думаю, что политизация нашего общества на фоне реформы РАН получила огромный стимул. Сегодня и в Московском кремле, и на Старой площади надо принимать серьезные меры, чтобы нейтрализовать эти последствия. А последствия могут быть самыми серьезными, потому что они коснулись разума человека, положения человека в нашем обществе. Подняли и возбудили далеко не философский спор – уважает власть россиян или не уважает? Это решение ускорит утечку умов из России: мы теряем такой научный генофонд, который не вернешь. Эти люди уже не вернутся сюда. Академиков, особенно старшего поколения, их не подкупишь. Ни дачами, ни грантами, ни зарплатой в 100 тысяч рублей. Сейчас спор перешел в новое качество – это уже спор науки и власти.

ВОПРОС. Леонид Степаненко, 54 года. Г. Москва - Уважаемый Василий Николаевич, как Вы оцениваете шансы российского бизнеса вести конкуренцию с Западом после вступления России в ВТО?

В.Н. ЛИХАЧЕВ: Мы уже вошли в воду, уже стоим по шейку в правовом поле ВТО – пора начинать уверенно плыть. Как депутат, я ставлю задачу в отношении нашей республики и других российских регионов – научить бизнес ориентироваться в правовом поле ВТО. Пока он беспомощно барахтается и оказался беззащитным перед жесткой конкуренцией Запада. Несомненно. Уже потому, что мы прогнозируем, что количество исков к российским предприятиям, российскому бизнесу будет увеличиваться кратно в ближайшие годы. И что, нам придется обращаться к американским юристам? А эти иски уже идут – в Парижский арбитраж, в Лондонский… Юридические лица стран–членов Евросоюза уже поставили задачу сгнобить Россию – через наше незнание, через наше субъективное толкование норм и правил ВТО… Прикладной аспект в этой ситуации очень близко подошел к идеологическому. Нас будут обвинять, что мы нация неграмотная с юридической точки зрения, что мы не знаем правил ВТО. И самое важно – будут страдать наши предприятия. На мой взгляд, вступая в ВТО, и Путин, и Медведев взяли перед международным сообществом очень серьезные обязательства. Более того, первые переговоры по комплексу проблем ВТО в Брюсселе проводили мы вместе с Максимом Медведковым, руководителем делегации на переговорах о вступлении России во Всемирную торговую организацию. Однако решение о вступлении в ВТО принималось в излишней спешке: Госдуме дали очень мало времени для изучения документа, который состоит из 1600 страниц. Наша фракция ставила вопрос: давайте мы все изучим. Я не знаю статистику, наверное, ее и нет, но могу допустить, что в стране не более десяти человек глубоко изучили этот документ и могут его комментировать. Вот для того, чтобы после вступления России в ВТО помочь, прежде всего, бизнесу, я стал соучредителем Международного института проблем ВТО. Этот институт предполагает активное общение с представителями промышленных, финансовых, банковских кругов, малого и среднего бизнеса, чтобы научить их ориентироваться и выживать в условиях ВТО. Мы делаем ставку на прикладные задачи – как, опираясь на правила и нормы ВТО, идти в суды и выигрывать процессы. Я сам не адвокат, но ведь важна и политическая поддержка. Это нормальный цивилизованный лоббизм, который принят в Евросоюзе. Возглавляет институт доктор юридических наук Игорь Зенкин, мой близкий друг, очень известный адвокат, который сегодня помогает Газпрому в его спорах в Европе. Первая презентация нашего института прошла в Санкт-Петербурге, вторую планируется провести в Казани. Республика Татарстан имеет все возможности стать площадкой, причем активной площадкой освоения права Европейского союза и права ВТО. Считаю, нам надо срочно не факультатив вводить в Казанском университете, а открыть кафедру иностранного права. Выпускники юридического факультета должны знать не только российское законодательство, но и право ВТО, право Евросоюза и международное право. Сегодня это четыре столпа. Иначе мы никакого реформирования российской экономики не достигнем.

ВОПРОС: Елена Загородная, 69 лет, пенсионер. Г. Владимир. - Василий Николаевич, как Вы относитесь к идее присуждения Нобелевской премии мира вождю мирового пролетариата Владимиру Ленину?

В.Н.ЛИХАЧЕВ: Я полностью поддерживаю эту идею. Примечательно, эту идею еще в 1917 году выдвигала Норвегия в качестве ответного шага на изданный в Советской России Декрет о мире. Однако из-за гражданской войны премия не была присуждена. Я считаю, что пришла пора присудить Нобелевскую премию мира Владимиру Ленину за его идеи. Приведу такой факт. На днях был проведен общероссийский опрос, посвященный дню рождения Ленина. По итогам выяснилось, что 51% населения России поддерживает и Ленина, и его идеи. То есть больше половины россиян. Теоретическое и прикладное наследие Ленина, взятое в системе, в целом, а также части этого наследия, которые касаются политики, экономики, государства и права, истории, философии, социологии и культуры, других аспектов базиса и надстройки, актуальны и прагматичны в XXI веке. В этом тезисе нет никакого преувеличения. Он не абстрактен, не из сферы фантазий. Сила его конкретной содержательности идет от жизни, подпитывается ее соками и потребностями. Мощь такого наследия, запрос на него определяются той атмосферой, в которой миросообщество ныне формируется, функционирует и реформируется. Концепция, продуманная и разработанная Лениным, непосредственно охватывает системно связанные друг с другом аспекты. Среди них — демократическое правосознание, принципы равноправия и самоопределения народов, мирного сосуществования, уважения суверенитета, запрещение войны как средства решения международных споров, прекращение гонки вооружений, формирование коллективных инструментов регулирования международных отношений в виде международных организаций и конференций. Ленинский Декрет о мире 1917 года, построенный на принципах всеобщего мира и справедливости, до сих пор обладает значительным объемом социальной ценности.

Интеллектуальная сила, концептуальная энергия, творческие элементы анализа и практики, опыт их применения в международном сообществе — все это делает ленинское наследие востребованным не только в рамках изучения политических процессов ХХ века, исторически, но и требует воспринимать его как концентрированную систему принципов и взглядов на пути (механизмы) регулирования международных проблем. И значение этого наследия (в философском, прагматичном смысле) настолько серьезно, содержательно и системно, настолько связано с проблемами сегодняшнего времени и будущего, что позволяет поставить вопрос о восстановлении исторической справедливости в оценках Ленина как одного из авторов стратегии развития современного международного порядка. О чем идет речь? О начале процесса выдвижения Ленина в кандидаты на присуждение Нобелевской премии мира. Она вручается ежегодно Нобелевским комитетом в Осло физическим лицам и организациям, внесшим выдающийся вклад в области укрепления мира. Известно, что в 1917 году Норвегия выступила с инициативой присуждения Нобелевской премии мира Владимиру Ленину с формулировкой «За торжество идей мира» как ответный шаг на изданный в Советской России Декрет о мире. Нобелевский комитет данное предложение отклонил в связи с опозданием ходатайств к установленному сроку — 1 февраля 1918 года. Однако вынес решение: комитет не будет возражать против присуждения Нобелевской премии мира Ленину, если существующее российское правительство установит мир и спокойствие в стране. Однако из-за гражданской войны премия не была присуждена.

Возобновить процесс можно после консультаций с представителями международного коммунистического и рабочего движения с тем, чтобы список лиц, которые имеют право выдвижения, был солидный, широкий, интернациональный. Согласно уставу Нобелевского фонда, ими могут быть, в частности, члены национальных парламентов и правительств различных стран, а также члены межпарламентского союза. Следовательно, решение о выдвижении можно принять в рамках международного межпарламентского партнерства и сотрудничества. Думается, в этом случае оно получит широкую активную поддержку представителей современных левых движений и партий. И не только. Но и тех сил, выступающих за мир, безопасность и сотрудничество, которые понимают, что такое коллективная ответственность за порядок в международных отношениях XXI века.

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=19756
25 Декабрь 2013, 19:51

Версия для печати


Последние новости по этой теме: