АЛЕКСЕЙ АРБАТОВ: «ДРЕЙФ УКРАИНЫ В СТОРОНУ ЕВРОПЫ ВЫНУЖДЕН БУДЕТ ОПЛАЧИВАТЬ РОССИЙСКИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ»


АЛЕКСЕЙ АРБАТОВ: «ДРЕЙФ УКРАИНЫ В СТОРОНУ ЕВРОПЫ ВЫНУЖДЕН БУДЕТ ОПЛАЧИВАТЬ РОССИЙСКИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ»

Академик РАН, глава Центра международной безопасности ИМЭМО РАН в интервью ИА «Медиафакс» комментирует вступление в силу Соглашения о свободной торговле Украины с Евросоюзом
Итак, «незалежная» сделала первый реальный шаг на пути к экономической интеграцией с ЕС: с 1 января 2016 года вступило в силу Соглашение о свободной торговле Украины с ЕС. Это обстоятельство вынудило Москву в одностороннем порядке прекратить действие Договора о зоне свободной торговли, который позволял Украине торговать с Россией по упрощенным правилам, в том числе, без уплаты таможенных пошлин. Отныне грузы из Украины в другие страны не смогут следовать по территории РФ. Напомню: Договор о зоне свободной торговли СНГ вступил в силу 20 сентября 2012 года в отношениях между Беларусью, Россией и Украиной — первыми тремя странами, выполнившими его ратификацию.
Между тем президент Украины Петр Порошенко поздравил украинский народ с вступлением в силу торговой части Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. «Зона свободной торговли с ЕС – в действии! Поздравляю со стартом экономической интеграции Украины в Евросоюз!», - написал он в Twitter.
По просьбе обозревателя ИА «Медиафакс» вступление в силу этого Соглашения комментирует академик РАН, руководитель Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Алексей Арбатов.
ВОПРОС: Алексей Георгиевич, какую опасность для России представляет вступление в силу Соглашения между Украиной и ЕС?
АРБАТОВ: Я не думаю, что это Соглашение представляет для них какую-то опасность для России, потому что существуют нормы определения первоначального производителя для всех товаров. Конечно, могут быть нарушения, но нарушения есть всегда. Например, российское эмбарго в отношении ввоза продуктов с Европы нарушалось многими странами, в том числе и нашими ближайшими союзниками. И это вызывало большие противоречия. Поэтому я думаю, что в экономическом отношении это нам ничем не грозит.
ВОПРОС: А может ли это Соглашение нанести ущерб экономическим интересам партнеров России по Евразийскому Союзу?
АРБАТОВ: Им тем более не грозит, ибо они через Евразийский Союз получают в свое распоряжение огромный российский рынок. Они очень этим дорожат. А то, что до них дойдут продукты, не обложенные пошлинами из Европы, их не волнует, тем более что они не являются адресатами санкций. Они же не подпадают ни под какое эмбарго. Со своей стороны, они никакого эмбарго Европейскому Союзу не объявляли. Поэтому то, что выгодно им покупать и продавать, это и так будет покупаться и продаваться.
ВОПРОС: Россия со своей стороны приостановила действие Договора о зоне свободной торговли с Украиной. Кто от этого шага больше выиграет или проиграет: Москва или Киев?
АРБАТОВ: Я думаю, что в настоящей ситуации от этого больше всего проиграет российский потребитель, потому что теперь и украинских продовольственных товаров не будет на нашем рынке. Турецких тоже не будет по понятным причинам. Европейских – также нет по понятным причинам. Наше импортозамещение отстает на годы от потребностей. И поэтому это вызовет очередной рост цен. А рост цен на продовольствие болезненнее всего бьет по нашим гражданам.
ВОПРОС: Тогда какова была логика этого шага со стороны России?
АРБАТОВ: В каком-то смысле этот шаг, возможно, обоснован, потому что Украина от этого пострадает сильно: ее сельскохозяйственное производство и экспорт в какой-то степени ориентированы на российский рынок. Наказать Украину – да, это действенный метод. Он, конечно, накажет наших граждан еще больше, но и Украину накажет. Это резон, скорее, политический, чем экономический.
ВОПРОС: Москва долго пыталась договориться с Брюсселем и Киевом. Какая из сторон виновна в срыве переговоров?
АРБАТОВ: Еще накануне кризиса, когда готовилось подписание соглашения ЕС и Украины об Ассоциации, Россия предложила начать трехсторонние переговоры, чтобы решить спорные вопросы дипломатическим путем, но тогда Брюссель ответил Москве: «Это вас не касается. Это наш с Украиной двусторонний вопрос. Украина – суверенное государство, и никто с вами ничего обсуждать не будет». Россия, конечно, на это очень сильно обиделась. Потом эти трехсторонние переговоры все-таки начались. Но обида осталась. И я думаю, что в ходе этих переговоров ни Россия, ни Брюссель не проявили достаточной гибкости.
Потому что это не вопрос экономики, потому что кризис еще не решен в Донбассе и Луганске. Там время от времени возобновляется стрельба, там еще не решено огромное количество военных и политических вопросов. И поэтому стимула решать экономические вопросы нет.
ВОПРОС: Значит, дальше – тупик?
АРБАТОВ: Я думаю, что в следующем году продолжатся интенсивные переговоры и по кризису в Донбассе и Луганске. И по выполнению всех военных и политических статей переговоров. И переговоры между Россией, Европейским Союзом и Украиной по экономическим делам. Я очень надеюсь, что в течение следующего года будет достигнут положительный результат.
ВОПРОС: Недавно Еврокомиссия назвала шесть «мифов» России о зоне свободной торговли Украины и ЕС. Это реальный список или очередной политический трюк?
АРБАТОВ: Кое-что обосновано, а кое-что нет. Мифы – это часть этих вопросов, по которым нам не удается договориться с Европейским Союзом. Мы выдвигаем свои претензии, и Европа в ответ на это выдвинула список, назвав эти претензии и наши позиции по этим темам «мифом». По каким-то из них Россия несет ответственность за то, что нет подвижек. По другим – Европа. Но вопрос упирается в политику, а не в экономику.
Позиция Европы, которая кстати не отличается от позиции США, и в этом смысле вряд ли можно утверждать, что якобы Европа хотела бы с нами наладить отношения, но ей не позволяют это сделать США. Европа имеет свои претензии к России по поводу Украины. Другое дело, что она проявляет намного большую гибкость, потому что в Европе много стран. А США – это одна единая держава, они могут выработать свою единую позицию. Европа близко от России. Европа имеет гораздо более глубокие экономические связи с Россией. Европа, вообще находясь вообще рядом, будучи соседом, вообще не может позволить себе занять такую жесткую неуступчивую позицию: «Или все, или ничего».
ВОПРОС: Каковы претензии США и ЕС к России по поводу Минских договоренностей?
АРБАТОВ: Что касается Минских договоренностей, то и у Европы, и у США есть к России главная претензия. И она общая – не нужно общих иллюзий или предмета для самообмана: они считают Россию стороной конфликта. В Донбассе и Луганске. Они считают российских добровольцев и отпускников – их как угодно можно называть – российскими гражданами, которые там воюют. И поэтому они считают Россию стороной этого конфликта.
Но если это добровольцы, особенно из военнослужащих, то они не могут туда поехать без разрешения государства. Федеральный закон о порядке выезда российских граждан за рубеж не позволяет военным в отпуск поехать куда-нибудь повоевать куда они хотят. Они должны получить разрешение, они должны быть под контролем. Хотя бы потому, что если вдруг объявляется военное положение, их можно было бы быстро отозвать, чтобы они могли точно занять свои места в частях и подразделениях, где они служат. Поэтому все эти разговоры, что там только добровольцы, они Запад не убеждают.
Пока этот вопрос не решен, серьезной подвижки в этом плане не будет. Я надеюсь, что в течение полугода эти добровольцы будут оттуда отозваны. Под соответствующие гарантии, что Киев не возобновит боевые действия, и тогда дело сразу двинется с мертвой точки по всем линиям: и по политическим, и по экономическим.
ВОПРОС: Есть мнение, что дрейф Украины в сторону Европы вынуждены будут оплачивать российские налогоплательщики. Согласны ли Вы с этой оценкой?
АРБАТОВ: Я согласен с такой оценкой. Москва, может быть, не хочет оплачивать украинский дрейф в сторону Европы, но этот дрейф вынужден будет оплачивать из своего кармана российский потребитель. И тут надо принять во внимание и европейские санкции, и российские санкции, и кризис, и инфляцию. Моя позиция такова: если и принимать какие-то санкции и эмбарго, то надо принимать такие, которые не ущемляли бы в такой степени наших граждан, которые и так страдают от кризиса. У наших граждан зарплата в российских рублях, они получают зарплаты очень скромные, и они из этих денег оплачивают эту «холодную войну», военные санкции и продовольственное эмбарго.
Беседу вел политический обозреватель Айдын Мехтиев

 

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=24593
03 Январь 2016, 18:23

Версия для печати


Последние новости по этой теме: