Стамбульские зарисовки: город на берегах Босфора с европейским призванием. Бывшая столица Османской империи стремительно модернизируется


Стамбульские зарисовки: город на берегах Босфора с европейским призванием. Бывшая столица Османской империи стремительно модернизируется

Когда я ранним сентябрьским утром прибыл из Москвы в Стамбул, таможенники в международном аэропорту имени Ататюрка преподнесли неприятный сюрприз: они заставили меня выложить 15 евро за небольшую марку, которую они вклеили в мой паспорт. Затем на марку был поставлен штамп о въезде в страну. На мои замечания о том, что Россия и Турция недавно подписали соглашение об отмене визового режима, последовал четкий ответ: «Визовый режим будет отменен только после ратификации соглашения парламентами двух стран».

Пожалуй, этот «визовый сюрприз» в аэропорту оказался единственным неприятным за все время моей поездки в бывшую столицу Османской империи. В остальном вся поездка была овеяна романтическим ореолом. Я нахожусь в историческом центре города - районе Султанахмет, который назван по имени расположенной здесь знаменитой мечети Sultanahmet Camii. Рядом видны купола знаменитого Софийского Собора (Aya Sophya), который был построен в 532 году при императоре Юстиниане. Величественный, доминирующий над городом собор был превращен в мечеть после падения Константинополя в 1453 году и превращения его в Стамбул.

Уникальный город, находящийся на двух континентах- Европе и Азии, разделен на две части проливом Босфор. И хотя жители города в большинстве своем исповедуют ислам, а каждая пятая женщина носит головной убор в виде мусульманского платка – «тюрбана», тем не менее Стамбул – город с европейским призванием. Яркое тому свидетельство – присвоение городу почетного звания «Европейской столицы культуры-2010».

За последние четыре десятилетия столица бывшей Османской империи стремительно приобретала черты современного европейского мегаполиса. В 1973 году был открыт мост через Босфор, соединивший европейский и азиатский берега Турции. Это историческое событие стало символом рывка восточного Стамбула в Европу. Позже был построен второй мост между Европой и Азией. Оказавшись на берегах Босфора, невольно вспоминаешь стихи Сергея Есенина: «Никогда я не был на Босфоре...». И в душе радуешься: «Я - на Босфоре!»

Следующий этап модернизации – начало в 2000 году строительства первой и пока единственной ветки метро. По официальным данным, «в экономической столице Турции» (так часто называют Стамбул)  живет почти 13 миллионов человек, неофициально — до 16 миллионов. Почти половина жителей мегаполиса живет в Азии, а работает в Европе, и пока в Стамбуле не было «подземки», им приходилось добираться на работу либо на паромах, либо на наземном транспорте (трамвай или такси), что становилось тяжелым испытанием по причине огромных пробок в «часы пик».

Однако в 2000 году жители мегаполиса облегченно вздохнули: в городе был запущен первый участок линии метро из 6 станций. В 2009 году стамбульское метро увеличилось еще на три станции. Однако этого тоже оказалось недостаточно, чтобы окончательно разгрузить «пробки».

И вот в мае 2004 года в Турции началась реализация впечатляющего транспортного проекта «Мармарай», который предусматривает строительство тоннеля под проливом Босфор и соединение Азии и Европы железной дорогой. Шесть с половиной лет назад премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган заложил символический камень, что означало начало строительства тоннеля - проекта стоимостью $2,5 миллиарда. Согласно проекту, подводная часть тоннеля под Босфором протяженностью 1,3 километра станет составной частью 70-километрового железнодорожного пути и надземного метро, которые свяжут две крайние точки Стамбула в Европе и Азии - Халкали и Гебзе.

Проект "Мармарай" предусматривает строительство тоннеля, в котором будет по шесть железнодорожных путей в обоих направлениях. Это позволит ежечасно перевозить 150 тысяч пассажиров из Европы в Азию и обратно. Реализация проекта будет иметь историческое значение не только для Турции, но и для Европы и Азии, поскольку обеспечит транспортировку пассажиров и грузов без перерывов. Для реализации проекта, который финансируется правительством Японии, был сформирован консорциум "Евроазия", который образуют четыре турецкие и японские фирмы.

Первоначально планировалось завершить строительство в 2008 году, однако ввиду масштабности проекта реализация его затягивается и пока осторожно заявляют, что, скорее всего, строительство завершится в 2012 году. 

Будущий тоннель под Босфором по праву сравнивают с другим масштабным проектом. Большим событием в жизни Старого Света стала реализация проекта «Евротоннеля» - железнодорожного тоннеля, проходящего под проливом Ла-Манш и соединившего континентальную Европу с Великобританией. Проект был завершён за семь лет силами 13 тысяч рабочих и инженеров.

Евротоннель протяжённость около 51 км (из них 39 км - под морским дном) был тожественно открыт 6 мая 1994 года лидерами государств-участников — королевой Великобритании Елизаветой II и президентом Франции Франсуа Миттераном. Историческое значение Евротоннеля состояло в том, что спустя 8500 лет со времён последнего ледникового периода вновь появилась возможность перейти по суше из континентальной Европы в Великобританию. Американское общество инженеров-строителей (American Society of Civil Engineers) объявило Евротоннель одним из семи чудес света современности. 6 мая 1994 года Евротоннель был торжественно открыт

Можно с уверенностью предсказать, что предстоящая сдача в эксплуатацию тоннеля под Босфором также будет историческим событием, в котором примут участие главы иностранных государств.  Глубоко символично, что железнодорожный тоннель пройдет под одним из самых древних городов мира, соединяющим Европу и Азию.

 

Между тем уверенно растет экономика Турции, во многом благодаря «экономической столице» - Стамбулу. На днях турецкий Институт статистики опубликовал позитивные данные о росте экономики Турции во втором квартале текущего года. Валовой внутренний продукт страны увеличился на 10,3%, в результате чего Турция оказалась на третьем месте в мире по темпам роста экономики за период с апреля по июнь после Сингапура и Тайваня. В целом за первое полугодие зафиксирован рост 11%, что превзошло прогнозируемые показатели. И строительство оказалось лидирующим сектором в восстановлении экономики. О том, что дела в турецкой экономике идут весьма неплохо свидетельствует такой факт: курс турецкой лиры остается стабильным. Сегодня одну лиру можно обменять на 20 российских рублей. А между тем у Турции, в отличие от России, нет ни нефти, ни газа. Так за счет чего растет экономика страны?

В основном, за счет индустрии туризма, строительства и роста производства. По данным портала Property Magazine Inretnational, строительная отрасль продемонстрировала во втором квартале 2010 г. рост 21,9%. За ней последовали рыболовство и производство, которые выросли соответственно на 15,7% и 15,4%. Эти статистические данные возвращают доверие к рынку недвижимости Турции. Одна из ведущих компаний Spot Blue объявила о том, что получила в текущем году рекордно высокое количество запросов от британцев, желающих приобрести недвижимость для отдыха и инвестиций и получить выгоды от неизбежно последующего за восстановлением экономики роста цен на недвижимость.

Согласно данным Главного управления по регистрации земель и кадастру Турции, свыше 32 000 граждан Великобритании имеют недвижимость в этой стране. Прибрежные курорты Средиземного и Эгейского морей привлекают растущий интерес, но и крупнейший город Турции, Стамбул, принявший в этом году почетное звание Европейской столицы культуры 2010, также привлекает большое количество инвесторов.

Таким образом, жители Стамбула уверенно смотрят в будущее: роль мегополиса в жизни Европы будет стремительно расти, и это является надежным гарантом того, что бывшая столица Османской империи в скором будущем станет неотъемлемой частью Старого Света.

СТАМБУЛ-МОСКВА

Айдын Мехтиев,

Политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=4103
20 Сентябрь 2010, 01:42

Версия для печати


Последние новости по этой теме: