Курилы вновь накаляют атмосферу между Москвой и Токио


Курилы вновь накаляют атмосферу между Москвой и Токио

Россия и Япония обменялись жесткими заявлениями о статусе островов

На этой неделе отношения между Москвой и Токио вновь обострились. Причина – все еще не решенный территориальный спор вокруг принадлежности Курил. Резкую реакцию Токио вызвало заявление Дмитрия Медведева о том, что «Курилы - очень важная часть России» и что он вскоре планирует посетить острова. Глава МИД Страны Восходящего солнца Сэйдзи Маэхара заявил, что посещение президентом РФ этих островов «нанесет серьезный ущерб» японо-российских отношениям.

Реакция со Смоленской площади последовала незамедлительно. «В Москве считают неуместными и неприемлемыми советы некоторых японских политиков, касающихся маршрутов передвижения президента РФ Дмитрия Медведева», - заявил официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко. По его словам, «президент России самостоятельно определяет маршруты поездок по территории своей страны». Так что «какие бы то ни было советы извне на этот счет неуместны и неприемлемы», - сделал вывод А.Нестеренко.

«Считаем необходимым в очередной раз напомнить, что упомянутые острова являются территорией РФ в соответствии с международно-правовыми реалиями, сложившимися по итогам второй мировой войны и закрепленными, в частности, в Уставе ООН», - напомнил российский дипломат.

Напомню, что Курильские острова - цепь островов между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо, выпуклой дугой отделяет Охотское море от Тихого океана. Длина - около 1200 км. Включают 30 крупных и множество мелких островов. Имеют важное военно-стратегическое и экономическое значение. Курильские острова входят в состав Сахалинской области РФ. Южные острова архипелага - Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи - оспариваются Японией, которая включает их в состав префектуры Хоккайдо.

Недоумение российской стороны можно понять. Дело в том, что сами японские руководители чуть ли не ежегодно совершают «демонстративный осмотр Южных Курил с мыса Носаппу на самом северном японском острове Хоккайдо».  В ходе таких визитов японские премьер-министры проводят встрчи с бывшими японскими жителями островов и активистами движения за «возвращение северных территорий». При этом российская сторона сдержанно реагирует на такие шаги официального Токио, не делая резких заявлений. Однако японская сторона почему-то еще до визита Дмитрия Медведева на Курилы уже призывает его отказаться от такого шага.

Между тем, диалог между двумя странами идет непросто. Две страны никак не могут заключить мирный договор: японская сторона настаивает на «справедливом» решении проблемы Южных Курил. Москва в ответ твердо заявляет, что не собирается пересматривать статус Курильских островов. Тем не менее, еще в марте 2002 года в Госдуме появились подозрения, что Смоленская площадь обсуждает с Токио тему островов в ходе закулисных контактов. Тогда нижняя палата провела даже парламентские слушания, посвященные отношениям с Токио, и приняла довольно жесткие рекомендации президенту России.

Время от времени курильский спор приводит к новым шпионским скандалам. Весной 2002 года прокуратура Японии провела расследование в отношении сотрудника российского торгпредства в Токио Щелконогова. Он был заподозрен в том, что якобы пытался получить секретную документацию по применению американских ракет лазерного наведения для истребителей F-15. Проблема, однако, в том, что срок командировки Щелконогова в Японию завершился еще весной 2000 года.

Территориальный спор тормозит экономическое сотрудничество между двумя странами. Так, на протяжении последних лет объем японских инвестиций в Россию не превышал $350 млн., причем из них объем прямых инвестиций составил лишь $152 млн. Эксперты отмечают, что стагнация в двусторонних экономических связях объясняется выжидательной позицией японских инвесторов, которые не идут на российский рынок. Судя по всему, расширение торгово-экономических отношений между двумя странами станет возможным лишь в случае достижения прогресса по болезненной проблеме островов.

В августе 2010 года в Японии было сформировано новое правительство, в котором портфели главы МИД получил Сэйдзи Маэхара, известный своими резкими высказываниями «о незаконной оккупации Россией» южных Курил. Эксперты отмечают, что глава МИД ранее никогда не работал дипломатом. Видимо, этим объясняется прямолинейность его совета российскому президенту – отказаться от посещения Курил.

«В российско-японских отношениях проблема Курил остается ограничивающим фактором, - заявил в беседе с обозревателем www.mediafax.ru ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев. - Президент России Дмитрий Медведев говорил, что мы хотели бы каким-то образом урегулировать данный вопрос в ближайшее время. Естественно, Россия не собирается передавать эти острова, которые рассматриваются Японией как «незаконно оккупированные».

Эксперт коснулся также и экономического аспекта нынешнего кризиса в российско-японских отношениях. «Стремление увязать тему островов с экономикой со стороны Токио, которое выступает в формате «мягкого шантажа», ограничено экономическим кризисом, - считает Максим Минаев. - В условиях существующих внутриэкономических проблем руководству Японии выгоднее развивать с нами отношения в экономике. Но стремление привязать эту тему к политическому вопросу играет против Токио, что в общем-то не позволяет сохранять какое-то серьёзное поле для манёвра».

Автор Айдын Мехтиев, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=4242
30 Сентябрь 2010, 23:20

Версия для печати


Последние новости по этой теме: