Вадим Густов: «Россия выступает за углубление интеграции в Содружестве»


Вадим Густов: «Россия выступает за углубление интеграции в Содружестве»

Член Комитета Совета Федерации по делам СНГ в интервью www.mediafax.ru подчеркнул, что  СНГ имеет большой потенциал для сотрудничества  

ИА Медиафакс: - Bадим Анатольевич, насколько успешно, на Ваш взгляд, развиваются интеграционные процессы внутри СНГ?

Ответ:  Я считаю, что за почти два десятилетия своего существования Содружество Независимых Государств проделало большой путь. На пространстве СНГ было создано несколько интеграционных объединений. В первую очередь, я бы упомянул Союз России и Белоруссии, созданный на основе договора 1999 года. Также нужно назвать ЕврАзЭС, куда входят  шесть государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан. Создается также Единое экономическое пространство, куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан. Надеюсь, что чуть позже сюда войдет и Украина. И, наконец, Таможенный союз с участием России, Белоруссии и Казахстана. Российская сторона готова обсуждать условия вхождения в Таможенный союз и других стран-членов СНГ и, в частности, участников ЕврАзЭс.

ИА Медиафакс: - Недавно Госдума одобрила в первом чтении закон «О приграничном сотрудничестве». Вскоре этот документ будет обсуждаться в Совет Федерации?  Какие надежды Вы связываете с этим документом?

ОТВЕТ:  Комитет Совета Федерации по делам СНГ еще в 2002 году начал работу над проектом этого федерального закона. В мае 2008 года Совет Федерации внес этот законопроект в Госдуму, и правительство Российской Федерации его поддержало. Все 48 приграничных субъектов Федерации полностью поддержали этот проект. Я надеюсь, что в этом году указанный документ, наконец, будет одобрен парламентом страны, после чего будет представлен на подпись президенту страны.

Как вы знаете, после распада СССР интеграционные связи на постсоветском пространстве были нарушены. В результате размежевания государственные границы внутри СНГ были разделены, и даже были разделены надвое некогда единые населенные пункты. Россия граничит с пятью государствами СНГ - Белоруссией, Украиной, Азербайджаном, Грузией и Казахстаном. Это составляет больше половины общей протяженности сухопутного участка государственной границы. Закон «О приграничном сотрудничестве» сыграет важную роль для обеспечения межрегионального и приграничного сотрудничества субъектов РФ с административно-территориальными образованиями стран СНГ. Указанный закон призван также урегулировать сложные вопросы, связанные с деятельностью пограничников и таможенных служб. В случае принятия этого закона муниципальные образования станут реальными и полноправными участниками этой деятельности. Это должно придать приграничному сотрудничеству новый существенный импульс.

ИА Медиафакс: - А как Вы оцениваете ситуацию с миграцией рабочей силы внутри СНГ?

ОТВЕТ: Эта проблема сегодня является одной из самых острых внутри Содружества. В частности, в странах СНГ миллионы трудоспособных граждан не могут найти работу. В Европу они не могут попасть, так как существует в Евросоюзе существует относительно жесткий визовый режим в отношении стран СНГ. Поэтому граждане СНГ приезжают на заработки в Россию. С одной стороны, это создает для России большие проблемы. Но в то же время это - важный фактор роста российской экономики. Мы не должны забывать про естественную убыль населения: ежегодно коренное население России уменьшается на примерно 700 тысяч человек. Поэтому наша страна вынуждена решать проблему нехватки рабочих рук за счет мигрантов. Однако этот процесс должен быть четко регламентирован, и поэтому миграционное законодательство России постоянно совершенствуется. В частности, это касается механизма квотирования иностранной рабочей силы.

ИА Медиафакс: - Как Вы оцениваете ситуацию в Закавказье и, в частности, процесс урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном?

ОТВЕТ:  Россия проводит в Закавказье сбалансированную политику. Это подразумевает развитие сотрудничества как с Арменией, так и с Азербайджаном. Вместе с тем, на мой взгляд, российская сторона могла бы активизировать свои усилия по мирному урегулированию карабахской проблемы. Это необходимо для того, чтобы США и страны Евросоюза не перехватили инициативу в этом важном регионе. Сегодня Азербайджан находится под мощным давлением США. В частных беседах азербайджанские политики признаются, что американцы пообещали им решить карабахскую проблему. Ведь в течение десяти лет в этом вопросе почти нет никакого прогресса. Правительство Азербайджана не контролирует 20% своей территории. Армения находится в тяжелом положении: заблокирован транспортный коридор через Абхазию. И армянскую экономику спасают только атомные электростанции и Разданская ТЭЦ, которая принадлежит РАО «ЕЭС России». Так что, повторяю, Россия в качестве посредника могла бы более активно участвовать в процессе примирения противостоящих в этом конфликте сторон.

ИА Медиафакс: -  Как Вы оцениваете сложную ситуацию, сложившуюся между руководителями России и Белоруссии?

ОТВЕТ: Я очень сожалею, что такой опытный политик, как Александр Лукашенко, пытается решать свои внутриполитические задачи за счет жесткой критики российского руководства. За минувшие полгода мы слышим в свой адрес лишь обвинения и оскорбления, что, на мой взгляд,  недопустимо. Получается просто не по-человечески: Россия дает Лукашенко деньги, а в ответ слышится ругань. До сих пор Белоруссия продавала излишки российского газа в третьи страны, пополняя тем самым свой бюджет и используя эти средства на зарплату бюджетникам и пенсионерам. Однако с нового года  Белоруссия будет жить в новых условиях, когда Россия не будет предоставлять ей преференции. Кроме этого, после завершения строительства газопровода по дну Балтийского моря транзит российского газа через Белоруссию окажется под вопросом. И тогда Белоруссии придется научиться жить по средствам.

ИА Медиафакс: - Какой Вам видится перспектива сотрудничества России с Украиной?

ОТВЕТ:  На мой взгляд, новое руководство Украины проводит прагматичный курс, противоположный тому, который проводил Ющенко. И Киев теперь вернулся на путь реинтеграции. У России и Украины имеются большие возможности для реализации совместных проектов в сферах энергетики, самолетостроения, космической индустрии и ряда других важных отраслей.  Кроме того, не надо забывать, что Украина –  это транзитное государство, и примерно 40 миллионов российских грузов проходит через украинские порты.

ИА Медиафакс: -  Какова Ваша позиция по поводу недавнего заявления главы комитета по вопросам обороны Верховной Рады Украины Анатолия Гриценко о том, что «Украина должна продолжать поставки вооружения Грузии»?

ОТВЕТ: Я считаю, что это ошибочная точка зрения. Украине не выгодно продавать оружие Грузии , и все это прекрасно понимают. Да, сейчас Тбилиси  тратит на вооружение очень большие средства, причем на деньги своих союзников, в основном  американцев. Цель заключается в том, чтобы держать в напряжении  российско-грузинские отношения. Поэтому в создавшейся ситуации поставки украинского оружия Грузии в прежних объемах неизбежно приведут к осложнению отношений с Россией. Это не отвечает интересам Киева. А высказывания о необходимости возобновить поставки украинского оружия Грузии направлены на дискредитацию президента Украины Виктора Януковича.

- Спасибо за интервью

Беседу вел политический обозреватель Айдын Мехтиев

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=4386
15 Октябрь 2010, 21:07

Версия для печати


Последние новости по этой теме: