Торг с сильными мира сего


Торг с сильными мира сего

"C русскими стоит или играть честно, или вообще не играть".

Отто фон Бисмарк

То, что происходит во время переговоров между сильными мира сего, для широких масс всегда остается тайной. Но последние события в регионе показали, что в современном мире все труднее прибегнуть к "последнему доводу королей" - войне, если даже вы хотите восстановить территориальную целостность страны.

Ни для кого не секрет, что официальный Кремль, превратив Армению в свой форпост на Южном Кавказе, имеет стратегические интересы в армянской экономике, и, соответственно, для коренного изменения своих позиций в разрешении нагорно-карабахского конфликта на столе переговоров у азербайджанской стороны должны быть весьма серьезные аргументы.

Нынешнему руководству России явно не по душе прозападная политика Азербайджана, но ее, конечно же, в еще большей степени беспокоят возможные экономические потери от шагов, предпринимаемых официальным Баку. И речь не идет о спорах о цене за аренду Габалинской РЛС. Российских политиков в большей степени беспокоит вероятность потери нового оружия XXI века - возможность применения энергетического шантажа против своих "недругов" в Европе и на пространстве СНГ.

Отношения между Азербайджаном и Россией сейчас переживают времена перехода от "прохладных" к "тепленьким". Официальный Баку, несмотря на давление со стороны Москвы, не отказался от строительства и ввода в строй основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан. По самым скромным подсчетам, Россия от запуска данного нефтепровода ежегодно теряет сотни миллионов долларов. Но улучшение политического климата между двумя странами привело к изменению политики официального Баку в отношении событий на Северном Кавказе, в частности, поддержке политики Кремля по восстановлению экономик республик Северного Кавказа Российской Федерации. Визит на этой неделе правительственной делегации Чеченской Республики в Азербайджан с целью найти источники финансирования является наиболее веским показателем такого изменения. Впрочем, эти перемены не стоит рассматривать только в плоскости нежелания официального Баку портить отношения со "старшим братом" из Кремля. Так, азербайджанскому руководству явно не по душе усиление радикальных исламских течений на северных границах страны.

В то же время следует учитывать, что в России сегодня заметно обеспокоены возможностью транзита через территорию Азербайджана туркменского газа. Потери России будут исчисляться уже не только финансами, но и заметным снижением политического веса в Европе.

Азербайджану уже удалось обеспечить энергетическую безопасность Грузии, которая на сегодня является наиболее сильным раздражителем официального Кремля на Южном Кавказе. Но в случае реализации проекта Транскаспийского газопровода энергетическую независимость от России получат на первом этапе уже Украина и Туркменистан, а далее можно спрогнозировать ухудшение развития отношений ряда европейских стран с Россией. По крайней мере, однозначно, что российскому монополисту - "Газпрому" - придется в корне пересматривать свою ценовую политику на европейской части. А снижение цен на российский газ будет означать не только прямые финансовые потери от его экспорта в европейские страны, но и нерентабельность ряда российских месторождений, расположенных в непростых климатических условиях севера.

Немало политических бед сулит России и энергетическая независимость Украины. По крайней мере, официальный Киев вновь поднимет вопрос о размещении Черноморского флота в Севастополе.

И как показал визит премьер-министра Николая Азарова в Баку, для достижения данной цели, несмотря на непростую ситуацию в украинской экономике, руководство Украины даже готово раскошелиться, отдав последние "гроши". Отметим, что данный визит весьма широко освещался в украинских средствах массовой информации.

Украина готова участвовать в строительстве Транскаспийского газопровода, вложив до 790 млн. евро в проект при условии включения в него ответвления до СПГ-терминала в грузинском порту Кулеви, откуда газ можно будет поставлять в Украину по морю. С учетом строительства принимающего терминала в украинском порту стоимость проекта составит свыше 1,6 млрд. евро - такие средства можно будет привлечь, если только удастся договориться о закупках необходимого объема газа в Туркменистане, отмечают эксперты, пишет "КоммерсантЪ-Украина". О том, что Украина намерена стать участницей проекта строительства Транскаспийского газопровода, заявил 4 апреля премьер-министр Николай Азаров на встрече с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. "Когда стороны, участвующие в проекте, достигнут договоренностей, Украина готова рассмотреть вопрос своего участия в проекте", - сообщили в пресс-службе премьера. Транскаспийский газопровод должен пройти по территории Азербайджана и Грузии в обход России. Система мощностью 30 млрд. кубометров в год позволит транспортировать газ из Туркменистана в газопровод Nabucco, являющийся конкурентом лоббируемого "Газпромом" трубопровода South Stream. Стоимость проекта составляет 7,9 млрд. евро. Москва старается не допустить строительства газопровода всеми доступными способами. Ключевой российский аргумент, по словам собеседника в МИД РФ, заключается в том, что юридический статус Каспийского моря до сих пор не определен, его дно не разграничено, а потому Баку и Ашгабат не имеют права прокладывать трубопровод по дну моря без согласия всех прибрежных стран. Азербайджан же настаивает на том, что может решить эти вопросы с Туркменистаном на двусторонней основе.

 

Официально в Минэнерго и "Газпроме" заявление Азарова не комментируют. Но, по словам высокопоставленного источника в департаменте нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Минэнерго, Украина уже направила официальное предложение о своем участии в проекте Туркменистану и Азербайджану. "Мы готовы вложить средства в размере до 10% от общей стоимости проекта при условии, что газопровод будет соединен с СПГ-терминалом Кулеви в Грузии. В Украине газ будет принимать терминал, который планируют построить в порту Южный", - отмечает собеседник. Он уточняет, что для этого необходимо построить ответвления от Транскаспийского газопровода, что позволит увеличить объем перевалки через терминал в Кулеви с нынешних 10 до 20 млрд. кубометров газа в год. Правда, пока мощностей по приему газа в украинских портах нет. Разработка технико-экономического обоснования строительства терминала по регазификации сжиженного газа в порту Южный была завершена только на прошлой неделе. Проект стоимостью 846 млн. евро предлагается реализовать за счет консорциума зарубежных инвесторов, однако до сих пор не было заявлений о заключении соглашений с ними. Мощность терминала составит 10 млрд.

А.Фуад

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=11648
08 Апрель 2012, 11:48

Версия для печати


Последние новости по этой теме: