Минскую группу ОБСЕ отправляют "на свалку"


Минскую группу ОБСЕ отправляют "на свалку"

и ищут обходные пути для утверждения нового геополитического расклада сил на Южном Кавказе  

Р.Миркадыров

Президент России Владимир Путин направил поздравительное послание армянскому коллеге Сержу Саркисяну по случаю его дня рождения. Как сообщили в пресс-службе президента Армении, в послании, в частности, говорится: "Уважаемый Серж Азатович! От всего сердца поздравляю Вас по случаю дня рождения. Желаю крепкого здоровья, счастья, благополучия и удачи. На посту президента Армении и ранее в других ответственных должностях вы завоевали глубокое уважение Ваших соотечественников и высокий авторитет на международной арене. В России вас знают как последовательного сторонника укрепления дружественных отношений между нашими странами. В основном благодаря вашим усилиям были достигнуты существенные удачи в деле развития двустороннего конструктивного сотрудничества, осуществляются масштабные совместные проекты в различных областях. Я уверен, что армяно-российское многостороннее партнерство в будущем также будет эффективно развиваться во благо братских народов наших двух стран, для обеспечения стабильности и безопасности в Закавказье, ускорения интеграционных процессов на пространстве СНГ".

В поздравлении В.Путина обращает на себя внимание следующий момент: президент России вообще не вспоминает о существовании карабахской проблемы и о роли Москвы в качестве сопредседателя Минской группы ОБСЕ, то есть посредника в урегулировании данного конфликта.

К тексту поздравления В.Путина еще надо будет вернуться. Но теперь о другом...

Пора сыграть реквием по МГ ОБСЕ

Даже западные эксперты, которые еще совсем недавно считали институт сопредседательства МГ ОБСЕ единственным форматом для урегулирования карабахского конфликта, разочарованы.

В интервью ИА Regnum эксперт по Кавказу американского Фонда Карнеги Томас де Ваал отмечает, что последнее заявление трех президентов стран-посредников по нагорно-карабахскому конфликту было чуть более жестким, однако это имеет свою логику. Это уже четвертое заявление в данном формате, и, разумеется, нельзя всегда повторять одно и то же.

Следует подчеркнуть, что у посредников серьезные опасения по поводу ситуации вокруг карабахского конфликта. Именно из этого исходит "язык заявления". "Я думаю, что стороны конфликта привыкли к таким заявлениям даже от таких персон, как Обама и Путин. Конечно, я поддерживаю данное заявление, поскольку это хороший способ консервации статус-кво, чтобы ситуация не ухудшилась в зоне конфликта. Однако никто серьезно не думает, что после таких заявлений произойдет прорыв в процессе мирного урегулирования конфликта", - утверждает эксперт. 

При этом Томас де Ваал отмечает, что Минский формат был создан 20 лет назад в ходе конфликта, и это был довольно узкий процесс по урегулированию проблемы. Сейчас же это не отражает тех изменений, которые произошли в регионе на протяжении 20 лет. Государства стали гораздо сильнее, региональный масштаб потенциального конфликта стал шире, ЕС начал играть большую роль в регионе и так далее.

На самом деле в публичной дипломатии посредников конфликта есть определенные проблемы в том плане, что армянское, карабахское и азербайджанское общества считают себя отрезанными от процесса урегулирования: "Действительно, Минский процесс фактически управляет конфликтом, делает все, чтобы он не вышел из-под контроля, однако это уже не тот процесс, в рамках которого конфликт может решиться".

По мнению Томаса де Ваала, идея известного американского политолога Уэйна Мерии достаточно проста: раз Армения и Азербайджан не смогли договориться друг с другом, и при возобновлении войны она охватит не только весь регион, но и затронет интересы Запада - трубопроводы и ситуацию в Иране, то единственный способ разрешения конфликта - принужденное урегулирование, основанное на том документе, вокруг которого сейчас ведутся переговоры. "Идея неплохая, однако надо быть реалистом, поскольку одна из причин неразрешения конфликта - это его второстепенное значение для мировых держав. Конечно, о конфликте не забывают, но он сейчас не имеет первостепенного значения для международного сообщества. Урегулирование конфликта стало вялотекущим, и я не думаю, что вдруг найдутся огромные ресурсы и десятки тысяч миротворцев, которых можно будет направить в регион и сразу решить все проблемы.

Все-таки ситуацию в зоне конфликта контролируют местные силы, лидеры. Все решают они. Конечно, в головах некоторых людей еще сидит колониальное мышление будто всем управляют сверхдержавы. Однако я считаю, что истина в другом. Главной причиной неразрешения конфликта является глубокое расхождение интересов противоборствующих сторон. Если бы решение конфликта зависело только от Вашингтона, Москвы и Европы, то при наличии различий в интересах, думаю, они могли бы договориться между собой", - считает эксперт.

При этом Томас де Ваал утверждает, что риск возобновления войны в настоящее время незначителен по той причине, что она не соответствует интересам противоборствующих сторон, а военные силы по обеим сторонам находятся под жестким политическим контролем. Конечно, Армения заинтересована в сохранении статус-кво, так как она победила в войне. Азербайджан строит сильное государство, новые вооруженные силы. Довольно большие ресурсы, полученные от импорта углеводородов, Баку направляет на военные нужды, однако в данный момент азербайджанская сторона не будет всем этим рисковать, идя на военную авантюру. Но через некоторое время ситуация может измениться по разным причинам - из-за внешнего или внутреннего кризиса. У азербайджанских властей всегда будет соблазн разыграть карабахскую карту, так как это единственный козырь, вокруг которого консолидируется азербайджанский народ. Политической заинтересованности в новом конфликте сейчас нет: "Однако в кавказских конфликтах мы наблюдаем наличие также иррационального фактора, который может действительно вывести ситуацию из-под контроля".

Эксперт отмечает, что побывал в Баку в марте текущего года. "При беседе с людьми, будь то официальные лица или простые граждане, я не слышал и слова о необходимости возобновления войны. Когда я этот вопрос им задавал, они отвечали отрицательно. Если звучат военные угрозы, скорее всего, они направлены на внутреннюю аудиторию. Это можно заметить и в официальных заявлениях, так как Баку все оговаривается о необходимости решения конфликта путем мирных переговоров. В Баку, я бы сказал, есть другая навязчивая идея - постоянное увеличение военных расходов преследует цель обанкротить Армению в надежде на то, что Ереван не сможет конкурировать и станет более уступчивым в переговорах", - считает Томас де Ваал.

Таким образом, по заявлениям западного эксперта можно сделать следующие выводы: во-первых, сегодня институт сопредседательства МГ ОБСЕ не способен добиться урегулирования конфликта. Это не тот формат. Этот формат, в лучшем случае, позволит сохранить существующий статус-кво, но не более.

Во-вторых, геополитические интересы Запада требуют урегулирования конфликта. Но добиться этого в рамках института сопредседательства МГ ОБСЕ, скорее всего, Западу не удастся.

В-третьих, милитаристская риторика официального Баку рассчитана на внутреннюю аудиторию. То есть официальный Баку не заинтересован в возобновлении полномасштабных боевых действий. Если это все же произойдет, то будет сделано с целью отвлечь внимание азербайджанского общества от каких-то серьезных внутриполитических или же внешнеполитических проблем.

В-четвертых, "силовой арбитраж" является единственным возможным и реальным вариантом содействия международной общественности в урегулировании конфликта

Однако международное сообщество не располагает ни ресурсами, ни желанием, по крайней мере, на данном этапе, чтобы задействовать именно этот механизм для урегулирования карабахского конфликта.

И, наконец, в-пятых, эксперт пытается возложить всю ответственность за отсутствие прогресса в урегулировании конфликта на "местных лидеров", проще говоря, на президентов Азербайджана и Армении.

Обращает на себя внимание то, что известный эксперт не очень высокого мнения как о нашей политической элите в лице правящего класса, так и в целом об азербайджанском обществе. Одним словом, мы не настолько патриотичны, чтобы целенаправленно готовиться к возобновлению полномасштабных боевых действий для освобождения оккупированных территорий. Возобновление боевых действий будет просто средством для нейтрализации неких проблем. Очень неприятно. Но, скорее всего, мы сами создали о себе такое дурное впечатление.

И все же попытка возложить вину за отсутствие прогресса в урегулировании на "местных лидеров" не выдерживает никакой критики и рассчитана на наивных людей. Когда интересы ведущих держав совпадают, им очень быстро удается договориться и убедить конфликтующие стороны в необходимости согласиться с тем или иным вариантом урегулирования конфликта. Тому есть множество примеров. Примерно то же самое происходит, когда один из мировых силовых центров имеет огромное преимущество на том или ином геополитическом пространстве.

Полная недееспособность института сопредседательства МГ ОБСЕ связана именно с тем обстоятельством, что, с одной стороны, интересы Запада и России на Южном Кавказе диаметрально противоположны, а с другой - ни Запад, ни РФ не имеют в данном регионе подавляющего превосходства, чтобы самостоятельно добиться урегулирования конфликта.

Ну не являются Азербайджан и Армения настолько "крутыми игроками", чтобы противостоять консолидированной позиции международного сообщества. Они могут только в той или иной степени умело маневрировать в границах предоставленной им ведущими геополитическими игроками свободы действия, но не более. Однако это совсем не означает, что статус-кво будет длиться вечно...

Армения может оказаться в зависимости от Нагорного Карабаха

Недавно назначенный директор российского исследовательского центра "Ближний Восток-Кавказ" Международного института новейших государств Станислав Тарасов, выступая некоторое время назад на экспертных слушаниях международного комитета "Евразийская перспектива и решение политических, гуманитарных и экономических проблем "непризнанных" государств" в Москве, не исключил, что в перспективе Москва и Тегеран пойдут на признание независимости Карабаха: "Но появление феномена "двух Армений" может быть сопряжено только с серьезнейшими геополитическими изменениями в регионе так называемого Большого Ближнего Востока. Более того, я не исключаю и того, что "армянский центр" в Закавказье переместится из Еревана в Степанакерт. Во всяком случае, по моему наблюдению, сейчас формируется закавказское направление в иранской внешней политике, которое преподнесет в скором будущем немало сюрпризов. И только после этого, как и после признания независимости Приднестровья, возможно сформировать, вернее, мне кажется, это было бы целесообразным реанимировать, процесс объединения Карабаха и Приднестровья в некий альянс непризнанных государств. В свое время этот процесс был. Тогда Карабах вышел из него, но сейчас можно предположить изменение позиции, так как в случае признания Россией Карабаха вокруг него возникает новый центр Армении и рождается новая геополитическая конфигурация с вариантом присутствия России".

С.Тарасов задается вопросом: с кем Москва будет вынуждена "делить регион Закавказья?" С Ираном или Турцией? С кем предпочтительнее? "Если честно говорить, то, конечно, лучше с Ираном, так как Иран открыто говорит: "Или вы выходите к Араксу и мы будем молчать, или мы будем осуществлять свою политику, но тогда вы молчите". 

Но, рано или поздно, эта ситуация придет к какой-то развязке", - считает российский политолог.

По его мнению, "в Закавказье это вопрос где-то осени или ближе, судя по тому, что происходит на карабахском направлении". "Там, в Карабахе, уже идут перестрелки, армянская сторона говорит, что это не выгодно режиму Саркисяна. Баку утверждает, что им тоже это не выгодно - мол, они еще не сгруппировались. Но, поскольку в Карабахе нет миротворческого корпуса, в любой момент может вспыхнуть военный конфликт, работающий как детонатор. Причем в этом конфликте в нынешней ситуации заинтересованы и Иран, и Турция", - отмечает С.Тарасов.

"И важный момент, на который я хотел обратить внимание: если смотреть со стороны Турции, со стороны Ирана если смотреть, который просто физически ощущаешь там и который невозможно увидеть из Москвы фактора страха перед американцами нет. Он исчез. Например, Иран активно ведет противостояние с американцами на афганском направлении, и у них все получается. Они нашли успешные формы действий и больше не боятся американской агрессии. Более того, у них есть идея распространения шиизма, сбываются их прогнозы по "арабской весне", в результате которой шиизм укрепляется, начинает преобладать над суннизмом. Заставляют Саудовскую Аравию как опорную точку американского присутствия в регионе делать ошибки - такие, как конфедерация с Бахрейном. Это означает, что евразийский проект Ирана уже начал работать. И, если российская сторона окажется не готова к координации, мы встретимся с фактором южной империи: скорее всего, это будет Иран", - считает российский политолог.

Но Иран начнет действовать тогда, когда он блокирует Турцию через курдский фактор в юго-восточной Анатолии. В связи с этим еще одно наблюдение. "Мне повезло, я владею турецким и иранским языками. И находясь там, я смотрю выпуски новостей, и там, смотря новости, можно понять, что происходит в мире. Так вот, очень интересно наблюдать за внешностью турецкого премьера Эрдогана, президента Гюля, их министра иностранных дел, руководителя службы безопасности, других министров. В последние два-три месяца я заметил интересную вещь - на второй-третьей минуте публичного выступления они впадают в истерику. Раньше говорили монотонно, образно, со ссылками на пророков. А теперь - истерика. Эрдоган заводится буквально на пятидесятой секунде, если бы вы посмотрели его выступления по курдскому фактору, - я говорю об истеричном осознании возможности проигрыша, который серьезно скажется и на общем развитии ситуации, через сирийский плацдарм. Который может стать спусковым крючком общей дестабилизации.

Мы, российская дипломатия, впервые за двадцать лет попытались дать бой на Ближнем Востоке, блокируясь с китайцами. Судя по тому, что говорил наш президент в Пекине и позже в формате Шанхайской группы, из того, что я знаю, если только размен сирийской карты пойдет по фрагментации, как в Ливии, если нашу дипломатию продавят, например, путем спасения Асада, то я хочу сказать, что следующим ходом может быть признание Карабаха. Кем? Единственное государство, которое может первым пойти на признание сразу всех трех кавказских непризнанных государств, Иран, но следующим ходом будет признание Тегераном иракского Курдистана", - утверждает С.Тарасов.

Уровень ненависти господина Тарасова к Азербайджану и Турции иногда лишает этого с недавних пор известного российского политолога возможности даже здраво анализировать ситуацию в регионе. Например, глупо предполагать, что Иран, пытающийся создать, как утверждает Тарасов, "шиитский пояс", станет признавать независимость иракского Курдистана. Во-первых, это приведет к разрыву с шиитским властями в Багдаде, с которыми сегодня так дружит Тегеран.

Во-вторых, союз с Ираном не дает ничего иракскому Курдистану. В этом случае иракский Курдистан, с одной стороны, теряет единственного мощного надежного союзника в лице США в противостоянии с шиитской властью в Багдаде, а с другой - единственный на сегодняшний день реальный маршрут по транспортировке собственных энергоресурсов на европейские рынки через территорию Турции. Скорее всего, больше шансов на признание независимости иракского Курдистана со стороны Турции.

В-третьих, во всех странах "арабской весны", по крайней мере, пока, к власти пришли исламисты-сунниты. В самой крупной стране "арабской весты", то есть в Египте, салафиты, которые крайне враждебно настроены в отношении шиитского Ирана, в результате парламентских выборов оказались второй по силе политической силой. Но важно совсем другое...

Господин Тарасов, который, как выше отмечено, совсем недавно назначен директором российского исследовательского центра "Ближний Восток-Кавказ" Международного института новейших государств, предлагает Кремлю признать независимость Нагорного Карабаха и вообще всех сепаратистских режимов и использовать их, а не союзников по ОДКБ, в качестве "опорных пунктов" надежного влияния на постсоветском пространстве. Тем более что даже Армения во главе с Сержем Саркисяном не является надежным союзником. В этих условиях признание Москвой независимости Нагорного Карабаха станет цепью, которая так сильно привяжет Армению к России, что даже С.Саркисян при всем желании не сможет ее разорвать.

Вся проблема в том, что именно ко мнению таких политологов начинает прислушиваться путинская Россия.

А сейчас вернемся к поздравлению Путина. По сути, говоря о том, что армяно-российское сотрудничество является залогом стабильности на Южном Кавказе, президент России призывает С.Саркисяна к сохранению существующего статус-кво.

Но и это не все. Говоря об ускорении интеграционных процессов на пространстве СНГ, Путин уже открытым текстом призывает Саркисяна побыстрее определиться по поводу участия в путинском Евразийском союзе, что особенно важно для президента России после выхода Узбекистана из ОДКБ.

А вот С.Саркисян совсем не горит желанием оказаться в путинском Евразийском союзе. Он пытается сохранить для Армении надежду на интеграцию в евроатлантическое пространство. И в этом случае Нагорный Карабах может стать "опорным пунктом" для давления на Армению. Подобный ход не только крепко привяжет Армению к России, но и заставит официальный Ереван признать независимость Абхазии и Южной Осетии, что приведет к разрыву отношений с Западом.

В принципе, идея признания и остальных сепаратистов со стороны России не нова. Она была впервые озвучена Москвой сразу после пятидневной грузино-российской войны 2008 года.

И Запад пытается "обойти" Минскую группу

В статье "Ситуация вокруг Карабаха начинает развиваться в режиме ажиотажа", опубликованной в ИА Regnum, армянский политолог Ануш Левонян отмечает, что ожидания официального Еревана на получение существенной (до 1,5 миллиарда евро) помощи ЕС после парламентских выборов 6 мая не оправдались. Евросоюз отложил сроки собрания доноров РА. Хотя эту помощь обещали предоставить Армении в случае соответствия выборов международным стандартам.

Как предполагает автор, отложив собрание доноров, ЕС использует "финансовый кнут" с целью добиться неких действий, не связанных напрямую с проблемой выборов. Так, Кэтрин Эштон во время встречи с Сержем Саркисяном в Брюсселе 27 июня заявила, что прогресс в урегулировании карабахского конфликта является основным вопросом, "если Армения желает полностью реализовать свой потенциал в контексте политической ассоциации и экономической интеграции с ЕС". Очевидно, Запад уже неприкрыто и напрямую увязывает свои обещания с реализацией определенных обязательств в сфере региональной политики, которые были взяты на себя армянской стороной в период первого президентского срока Сержа Саркисяна. Речь в первую очередь идет о предложенных сопредседателями Минской группы ОБСЕ по Карабаху Мадридских принципах - рамочном соглашении о мире, на основе которого должна вестись работа по заключению т.н. Большого мирного договора. Автор считает, что в свете малопредсказуемой обстановки на Ближнем Востоке и вокруг Ирана Запад пытается всеми способами активизировать ход разрешения проблемы Карабаха, что позволит превратить Южный Кавказ в "регион-дублер" Ближнего Востока. Подвижки в карабахском вопросе сразу же приведут к деблокаде армяно-турецкой и армяно-азербайджанской границ, регион превратится в транспортно-энергетический узел, снабжающий Европу каспийскими и закаспийскими энергоносителями. Все подобные планы, заметим, выстроены с расчетом обойти Россию. Итак, Западу нужен такой уровень прогресса в урегулировании карабахского конфликта, который бы решил три проблемы: во-первых, исключил бы возобновление полномасштабных боевых действий между Арменией и Азербайджаном при любом варианте развития событий в регионе Южного Кавказа и вокруг него, чтобы обезопасить угрозы трубопроводам. Во-вторых, вовлечь Армению в процесс региональной интеграции, чтобы лишить Москву рычагов влияния на официальный Ереван. И, наконец, в-третьих, лишить Москву возможности не только взорвать ситуацию изнутри на Южном Кавказе, но и манипулировать внешней политикой официального Еревана и Баку.

Одним словом, там, на Западе, также разуверились в возможности урегулирования данного конфликта посредством института сопредседательства МГ ОБСЕ и ищут "обходные пути".

Однако Россия пытается спровоцировать в регионе новые конфликты. Неожиданный конфликт между Азербайджаном и Туркменистаном из-за нефтегазовых месторождений на Каспии именно в то время, когда идут переговоры по подписанию соглашения по строительству Транскаспийского газопровода, вряд ли можно считать случайным, особенно в свете предполагаемого официального визита президента России В.Путина в Ашгабат....

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=13064
03 Июль 2012, 20:14

Версия для печати


Последние новости по этой теме: