"Разруха не в клозетах, а в головах"


"Разруха не в клозетах, а в головах"

Слово “менталитет” произошло от французского mentalite. Слово многозначно, как и большинство слов в разных языках мира; одно из значений – “состояние ума”. После того как оно приобрело популярность, слово получило статус термина и трактуется в другом аспекте. Его употребляют для определения образа мышления, верований и поведенческих стереотипов народов, социальных групп. В самом деле есть определенные особенности мышления и поведения у народов, отличающие их друг от друга иногда трагическим образом, из-за чего, в частности, проистекают непонимание, столкновения и конфликты. С одной стороны, различие менталитетов, как и культурное многообразие, рекламируемое сегодня (на мой взгляд, по причине того, что оно исчезает, уступая месту культурному эрзац-продукту), очень важно, но при этом существует опасность, когда излишнее культирование своего уникального менталитета приводит к нетерпимости и фанатизму.

Базовые принципы общежития предполагают, что менталитет любого народа просто по определению должен быть добродетельным. Иначе другие народы не захотят иметь с ним дела и он останется в изоляции, что в нашем мире смерти подобно. Меня интересует вопрос, каким образом изначально “благими намерениями” любого абстрактного базового менталитета “устилается дорога в ад” коррозийного менталитета. Такое понятие, как коррозия, как мне кажется, вполне подходит для объяснения, каким образом происходит деградация менталитета народа, социумов в разных социальных контекстах.

Коррозия, разъедающая металл, очень похожа на процесс, воздействующий на базовый добродетельный менталитет. Постепенно происходят подвижки в сознании. То, что вчера казалось правильным и даже незыблемым, начинает терять четкие очертания, вчерашние идеалы превращаются вначале в устаревшие фетиши, а затем трансформируются в безобразные карикатурные символы, над которыми потешаются и стар и млад. Вчерашние ценности девальвируются, вместо них появляются новые, гармонично вписывающиеся в новый социальный контекст. Мне вполне справедливо могут возразить, что таким образом можно приписать коррозии любое обновление, любую новую свежую мысль. Все ортодоксы мотивируют свою дремучесть подобным образом, выступая за сохранение нравов и обычаев средневековья. Но коррозия – это не перестройка, способная встряхнуть и обновить попавший в стагнацию менталитет. Коррозия отлична от естественного процесса обновления любого общества. Она провоцирует деградацию. Она разъедает моральные ценности, не имеющие срока давности.

Менталитет у народов формируется долгое время (как скажут ученые – веками). А вот коррозия может происходить за разные временные промежутки. Иногда она разъедает менталитет постепенно, захватывая понемногу все новые участки мышления, а иногда – за поразительно короткий срок. Не буду голословной, приведу примеры, как мне кажется, достаточно ярко иллюстрирующие этот тезис.

Идея Гитлера о превосходстве немцев, об их принадлежности к ариям, “расе господ” (на самом деле немцы не имеют никакого отношения к арийцам, к которым относят индийцев и иранцев) на чью долю выпала великия миссия освобождения человечества от элементов, порочащих идею “сверхчеловека”, в реальном воплощении вылилась в планомерное, методичное уничтожение евреев и цыган. Конечная цель – господство немцев над миром. В изложении Федора Достоевского вопрос, мучавший Раскольникова: “Тварь ли я дрожащая или право имею?”, решался в пользу сверхчеловека. Идея не нова. Можно вспомнить многих завоевателей, стремящихся к мировому господству: Александр, Чингисхан, Наполеон. В каждом случае в центре кровавых походов находилась титульная нация, в менталитете которой произошла коррозия. В империи, объединяющей многие народы, титульная нация обязательно будет подвержена коррозии менталитета, впрочем, точно так же, как и та, которую покорили. В первом случае идея превосходства выразится в высокомерии и снобизме. Во втором – в раболепии и приспособленчестве. Для того чтобы собрать огромную армию и убедить всех солдат армии в том, что их долг – напасть на соседей и отнять у них землю, а также все их богатства, а в случае сопротивления – и их жизни, нужно найти очень убедительные аргументы. Для того чтобы послать на смерть солдат своей армии нужно посулить им невероятные чудеса. Конечно, одним из элементов убеждения (и достаточно сильным) является страх, но к нему обязательно будут присовокуплены идейные аргументы. У Гитлера была выстроена целая философия, в центре которой – сверхчеловек (в реале средний немец) со своей символикой, взятой у арийцев. Для формирования мифа в ход пошли атрибуты тайных сакральных знаний, мифы и легенды, идеи Ницше, героическая музыка Вагнера, все, что могло затуманить разум и убедить обывателя в том, что фюрер и есть представитель той самой расы “сверхлюдей”, о которой он так убедительно говорит. Поиски мифической Шамбалы также вписываются в ряд доказательств о существовании сверчеловека, равного богам.

Гитлер брал уроки актерского мастерства и репетировал свои речи перед зеркалом, тщательно выбирая ракурс, жесты, интонации, чтобы оказать наибольший эффект на свою публику. В том, что трибун готовится к выступлениям, нет ничего предосудительного. Современный политик довольно часто прибегает к услугам профессионалов: актеров, имиджмейкеров, пиарщиков. В Древней Греции риторы учили своему искусству ораторов и тех, кто претендовал на публичные выступления. Другое дело, какие идеи проповедует трибун. Для многих немцев того времени Гитлер казался новым пророком. Пропаганда – один из сильнейших инструментов воздействия на менталитет – была блестяще использована Гитлером. Его министр пропаганды Геббельс создал приемы подачи заведомо лживой информации, которые и сегодня эффективно используют в разных частях света, чтобы получить нужный результат. Результат, полученный Гитлером и его партией национал-социалистов, известен. Миллионы погибших, разрушенные страны Европы и Азии, горе и страдания всех народов, начиная с немцев. Без порочного менталитета, ставшего таковым под воздействием нацистов, правящей партии, установившей свой порядок, свое мировоззрение, новый, изъеденный коррозией менталитет, такой вселенской катастрофы можно было избежать.

Именно властные структуры, особенно в случае, если они одержимы какой-либо манией, все равно, будь то мания величия, стяжательства, а возможно, обеими сразу, способны привести к деградации менталитета целого народа.

Обратимся к конфликту, в котором уже более двадцати лет льется кровь. Кровь азербайджанцев и армян.

Наши ближайшие соседи, вонзившие нам кинжал в спину, армяне, одержимы идеей “Великой Армении”. От моря до моря. Каким образом произошла коррозия национального менталитета? Как смогли поколения армян тешиться этой мыслью и хранить в душе, как увядший цветок, идею о былом величии? Громадные империи рушатся, исчезают одни государства, появляются другие. Прежние лидеры уходят, появляются новые. Все изменяется. Армяне продолжают жить прошлым. В этом подвижном динамичном мире бесконечно посыпают голову пеплом, вспоминают о былых обидах (у кого их нет?), хранят камень за пазухой и при малейшей возможности нападают в надежде приблизить воплощение фантомной идеи о “Великой Армении”. Передают новым поколениям в качестве наследства память об обидах, идею об утерянном величии и мечты о реванше. Не слишком ли тяжело молодым неокрепшим душам жить под гнетом такого наследства? Строить отношения со всеми другими государствами, исходя только из принципа: будет ли данное государство способствовать достижению великой цели?! Кроме как коррозией национального менталитета объяснить их приверженность безумной идее невозможно. Смогут ли они вылечить свой менталитет от смертельной болезни коррозии, никто не знает. Ущербный национальный менталитет делает несчастным целый народ. Властные структуры продолжают культивировать идею “Великой Армении” и реваншистские настроения с вполне определенной целью. Только таким образом можно продолжать делать “свой маленький бизнес” под громкие трескучие фразы о патриотизме и великих идеях. Только в этом случае можно не вспоминать о том, чем и как живут армяне здесь и сейчас, а не в мифическом “прекрасном завтра”. Намного легче управлять людьми, чье сознание заражено вирусом веры в свою исключительность и многострадальность, уверенности в том, что они уже почти у цели. Карабах они уже де-факто получили, еще несколько шагов – и земли в Грузии, России, Турции тоже будут признаны исконно армянскими, а там и до “Великий Армении” рукой подать. Особенностью больного менталитета является невосприимчивость к мировому опыту. Он не способен понять, что выбирает тупиковый путь, могущий привести к еще большим потерям и страданиям.

А как у нас, азербайджанцев, обстоит с менталитетом? Смогли мы сохранить здоровую основу мышления или нет? Если спросить у азербайджанца, в чем для него заключается успех, то большинство ответят не задумываясь – в деньгах. Чем больше денег, тем больше успех, и даже счастье можно купить за деньги. В современном менталитете азербайджанца деньги стали самой большой ценностью. Они являются эквивалентом не только привычного понятия “товар”, но ими измеряют моральные качества, которые по определению никак не связаны с деньгами. Уважение, любовь, доброта, красота, талант, милосердие, ум, смелость… – все эти качества в понимании современного среднего азербайджанца можно купить. В зависимости от цены и сортность товара. Как там у Булгакова? “Осетрина второй свежести”, если вы заплатили недостаточно. “Гюляргейт” тому яркое доказательство. Коррозия азербайджанского менталитета напрямую связана с коррупцией, пронизавшей все социальные страты, не оставившей практически никакого шанса для нормального функционирования общества. Уверенность в том, что “все можно купить”, нужно лишь назначить правильную цену, разлагает общество, незаметно подводя его к той черте, перейдя которую, обратная дорога возможна лишь в качестве особой милости небес, вроде той, что удостоился Орфей, возвратившийся из царства Аида. Будет ли у азербайджанцев подобный шанс? Азербайджанцы не являются первыми, уникальными в своей страсти (другое слово трудно подобрать) к деньгам. Поклонение золотому тельцу началось с изобретения всеобщего менового эквивалента, в качестве которого выступало золото. А когда появились бумажные деньги, задача упростилась. Сегодня все идет к тому, что бумажные деньги уступят первенство виртуальным деньгам, еще более эфемерным, однако не менее страстно желаемым.

У нас, азербайджанцев, много собратьев по несчастью. Чемпионом Европы по коррупции, а значит, и по коррозийному менталитету являются итальянцы. На долю нынешнего премьер-министра Марио Монти выпала расчистка “Берлускониевых конюшен”. И неизвестно, что сложнее. Вычистить конюшни Авгия или конюшни Берлускони. Геркулес все же имел дело с навозом лошадей, а не с коррозийным менталитетом.

Те, кто сумел сохранить ясность ума, либо подвергаются гонениям, либо отторгаются порочным сообществом. Во всех случаях соотечественники уготовили им тяжелую участь. Почему так происходит? Проблема заключается в том, что исковерканное сознание начинает восприниматься социумом как норма, а те немногочисленные “отщепенцы” (как их красноречиво называли при сталинском режиме), пытающиеся идти против течения, по сути редкие островки здравомыслия, вынуждены преодолевать большое давление и подвергаются остракизму. Те, кто не согласен, но не имеет сил сопротивляться или даже высказывать свое мнение (в сообществах с порочным менталитетом такое под силу не каждому), вынуждены мимикрировать, иначе не выжить в агрессивной среде. Все становится с ног на голову. Белое называют черным и наоборот. Если среднему армянину, живущему среди сородичей, а не в чужой среде, заявить о том, что идея Армении “от моря до моря” неадекватна современному мировому контексту, то, весьма вероятно, он вас не поймет. Попробует переубедить, изложив армянскую версию всемирной истории. Если среднему азербайджанцу сказать о том, что можно жить в государстве (а не на необитаемом острове), не давая и не беря взяток, что можно иметь друзей, не покупая их (ряд бесконечный), то он в лучшем случае решит, что у вас все очень плохо в жизни, что вы неудачник и так и не научились элементарным правилам общежития. Люди, испытывающие к вам симпатию, приведут массу доводов в пользу коррупции. Расскажут о том, что и в “так называемых демократических странах” все так же, как и у нас. Продвинутый коррупционер сможет доказать вам с цифрами в руках, на простейших примерах, что коррупция является двигателем и катализатором цивилизации, и что невероятный прогресс Азербайджана стал возможен в том числе и благодаря коррупции.

Что можно возразить среднему армянину и среднему азербайджанцу? Ничего! Как говорил профессор Преображенский в “Собачьем сердце” Булгакова: “Разруха не в клозетах, а в головах”.

Остается пожалеть моих родных азербайджанцев и наших соседей армян и понадеяться, что однажды, пройдя через все круги ада своего порочного менталитета, мы прозреем.
Гюлюш АГАМАМЕДОВА

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=14665
05 Ноябрь 2012, 14:03

Версия для печати


Последние новости по этой теме: