Может ли Грузия прервать транспортную блокаду Армении?
Иванишвили обещает возобновить ж/д сообщение через Абхазию
С назначением на пост главы правительства Грузии Бидзины Иванишвили политика Тбилиси в отношении Еревана начала кардинально меняться. По инициативе Инванишвили парламент страны принял решение об амнистии грузинских граждан армянского происхождения, обвиняемых в шпионаже в пользу России.
Кроме того, власти Грузии стали больше внимания уделять пролемам армянской общины. В частности, были затронуты вопросы возвращения армянских церквей и увеличения часов преподавания армянского языка в школах Грузии.
Иванишвили также поручил ввести в армянских школах Грузии предмет "История армянского народа". "Армяне Грузии могут быть уверены в осуществлении предвыборных программ. Армяне должны чувствовать себя в Грузии как у себя на родине",- заявил грузинский премьер.
Но самый главный поворот наметился в региональной политике Грузии. Вначале как бы случайно Иванишвили поставил под сомнение рентабельность строительства ж/д магистрали Баку-Ахалкалаки-Карс. Правда, потом в ходе визита в Баку ему пришлось оправдываться: мол, "меня не так поняли, так как слова были вырваны из контекста".
Потом, в ходе недавнего визита в Ереван, Иванишвили уже без всяких оговорок заявил о необходимости возобновления ж/д сообщения между Арменией и Грузией. Как известно, движение поездов по этому маршруту было прервано в разгар вооруженного конфликта между Грузией и Абхазией.
Почти полностью надежды Армении на возобновление движения по абхазской железной дороге угасли после пятидневной войны России и Грузии в августе 2008 года, после чего Москва признала независимость Абхазии.
И теперь если Тбилиси даст "добро" на реанимацию этой ж/д магистрали, то подобный шаг будет трактоваться недвусмысленно: в этом случае Грузия, хоть и косвенно, но все же признает независимость Абхазии. А это не прибавит популярности правительству Иванишвили.
Саакашвили против крена в сторону Армении
На днях президент Грузии Михаил Саакашвили выступил с резкой критикой в адрес Иванишвили. Обещание последнего восстановить ж/д сообщение с Арменией через Абхазию Саакашвили называл "антигосударственным заявлением". По словам грузинского президента, заявление Иванишвили "идет вразрез со стратегическими и геополитическими интересами Грузии". Саакашвили уверен: вопрос о возобновлении ж/д сообщения можно обсуждать лишь после решения вопроса о выводе российских войск из Абхазии.
Саакашвили выступил против "арменизации" внешней политики своей страны и предложил закрепить внешнеполитический курс Грузии в Конституции. По его словам, приоритетными должны оставаться связи Тбилиси с НАТО,а не с Москвой и Ереваном.
Лидер Абхазии тоже скептически оценил возможность реанимации ж/д сообщения. Александр Анкваб выразил сомнение относительно открытия сквозного движения по железной дороге, проходящей по территории республики. "В настоящее время я не вижу перспектив для изменения статуса-кво в данном вопросе", - заявил он, имея в виду отстуствие диалога между Грузией и Абхазией.
Саргсян надеется на открытие ж/д сообщения
И тем не менее, надежда, как говорится, умирает последней. И поэтому президент Армении Серж Саргсян все еще верит, что Иванишвили выполнит свое обещание об открытии железной дороги между двум странами.
"Эта дорога станет очень эффективной, снизив транспортную составляющую в себестоимости товаров, обеспечив беспрепятственное железнодорожное сообщение не только с Россией, но и другими странами СНГ,- уверен президент Саргсян. - Сомнений здесь быть не может. Думаю, что наши ожидания от этого проекта вполне реалистичны. Для открытия этой дороги остается решить ряд технических вопросов, над которыми мы сейчас работаем".
НАША СПРАВКА: Абхазский участок железной дороги, протянувшейся от остановочной платформы Псоу (абхазско-российская граница) до остановочной платформы Ингур (абхазско-грузинская граница) - 221 км, закрыт для Армении и Грузии с 14 августа 1992 года, после подрыва железнодорожного моста через реку Ингури, разделяющей Грузию и Абхазию. Вот почему движение по этому маршрту ограничивается перевозкой пассажиров и грузов внутри Армении и в Грузию в порты Поти и Батуми. Из четырех стыковых станций ЮКЖД работает только одна с Грузией - Айрум-Садахло.
По просьбе обозревателя "Медиафакс" ситуацию комментирует директор научно-образовательного центра "Нораванк" Гагик Арутюнян.
Гагик Арутюнян:
- Если движение по Абхазской железной дороге возобновится, то Армения может выйти из транспортной изоляции. Кроме того, Армения благодаря стыку Айрум-Садахло сможет обспечить ж/д сообщение от Поти до Краснодарского края. Это может сыграть важную роль в укреплении позиций Армении в регионе.
Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=15914
08 Февраль 2013, 10:33
Версия для печати
Последние новости по этой теме:
-
Посол Ирана: Безопасность Армении – это безопасность и Ирана
Армения -
Аллахшукюр Пашазаде: «Иран – брат, но у этого брата есть другой брат»
Армения -
Сержа Саргсяна и его дочерей вызвали в суд
Армения -
По следам армянских денег: в Европарламенте продолжается коррупционный скандал
Армения -
Пашинян: Ереван не предоставит Азербайджану коридор через Армению
Армения -
МИД России подтвердил: Армения обратилась в ОДКБ
Армения