Армения, как тот колобок, пытается “улизнуть” от России


Армения, как тот колобок, пытается “улизнуть” от России

Но Кремль вряд ли позволит оставить себя в "дураках"

Сопредседатели Минской группы ОБСЕ Игорь Попов (Россия), Жак Фор (Франция) и Йен Келли (США) прибудут 21 марта в рамках регионального визита в Армению. Как сообщает МИД Армении, в тот же день состоится встреча посредников по урегулированию нагорно-карабахского конфликта с президентом Армении Сержем Саркисяном и министром иностранных дел Эдвардом Налбандяном. Об этом сообщает ИА Regnum.

Напомним, что 2-3 марта в Париже прошли встречи сопредседателей МГ ОБСЕ с главами МИД Армении и Азербайджана Эдвардом Налбандяном и Эльмаром Мамедъяровым. Посредники заявили, что посетят регион в ближайшие недели, чтобы обсудить с президентами дальнейшие шаги, направленные на достижение мирного урегулирования конфликта. Ранее министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян сообщил, что посредники в рамках регионального визита поедут также в Нагорный Карабах.

Сопредседатель Минской группы ОБСЕ, посол США в Постсовете Ян Келли выступил на заседании Постоянного совета организации. В ответ на приоритеты России, объявленные представляющим эту страну в Постоянном совете заместителем главы внешнеполитического ведомства Алексеем Мешковым, Ян Келли заявил, что Россия играет важную роль в организации, и конфликты должны оставаться приоритетными вопросами. По его словам, ОБСЕ должна предпринимать новые усилия для урегулирования этих конфликтов.

“Фундаментальные принципы заключительного Хельсинкского акта основываются на неприменении силы, равноправии, праве народов на самоопределение, защите территориальной целостности государств, урегулировании конфликтов мирным путем. Усилия процесса Хельсинки+40 должны быть направлены на достижение ощутимых результатов во всех сферах”, – заявил Келли, передает АПА.

Ситуация в регионе напоминает уравнение со многими неизвестными. Притом “неизвестных” значений с каждым днем становится все больше. А это значит, что становится все больше внешних факторов, негативно влияющих на урегулирование карабахского конфликта. Во-первых, существует группа негативновных факторов, источником которых на первый взгляд являются сами конфликтующие стороны. Притом эти факторы как краткосрочного, так и длительного действия. Факторы краткосрочного действия по большей степени возникают из-за необходимости манипуляции общественными настроениями внутри страны. К подобным факторам можно отнести шумиху вокруг освобождения Рамиля Сафарова и попытки пуска в эксплуатацию Ходжалинского аэропорта. События разной эмоциональной окраски, но по сути и последствиям мало чем от друг друга отличающиеся.

Цель – попытка демонстрации обществам того, что даже за счет международного имиджа ради защиты “национальных интересов”, связанных с карабахским конфликтом, власти готовы на многое. Последствия – обострение общей атмосферы вокруг мирных переговоров и негативное восприятие этих действий со стороны международного сообщества.

Некоторые эксперты пытаются найти позитив даже в подобных действиях. Они пытаются представить эти негативные явления в качестве посланий конфликтующих сторон международному сообществу, которому в течение 20 лет так и не удалось добиться видимого прогресса в решении карабахской проблемы. Но подобную постановку вопроса вряд ли кто-то воспринимает всерьез.

Существуют и долгосрочные факторы, неганивно влияющие на урегулирование конфликта. Речь идет о милитаризации региона. Базирующийся в Лондоне Международный институт стратегических исследований (The International Institute for Strategic Studies, IISS) подготовил ежегодный доклад “The Military Balance 2013″, посвященный военным и оборонительным потенциалам более чем 160 стран мира. В докладе британских экспертов, в частности, содержится информация о военных потенциалах Армении и Азербайджана, сообщает “Медиарупор”. Авторы доклада отмечают, что обе страны выделяют значительные средства на финансирование военной сферы. Если Армения тратит на эти цели около $400 млн. в год, то военные расходы Азербайджана оцениваются в $1 млрд. 770 млн. Приче, по сравнению с 2011 годом в 2012 году эта сумма выросла на $90 млн.

В целом, отмечается в документе, Азербайджан тратит на военные расходы примерно 2,5% ВВП, Армения – 4%. Авторы доклада также оценили уровень боеспособности двух армий. В этом сравнении, согласно специалистам Международного института стратегических исследований, выигрывает Армения. “ВС Армении довольно квалифицированы и ясно представляют поставленные перед ними цели и задачи. Параллельно этому в Вооруженных силах Армении неуклонно продолжает расти число профессиональных военных, служащих на контрактной основе, хотя призыв на срочную службу сохраняется.

Анализируя наиболее актуальные проблемы ВС Армении, аналитики пришли к выводу, что наиболее уязвимыми в их составе являются ВВС. “Основной проблемой военно-воздушных сил Армении являются их обслуживание, а также их общая эффективность. Именно поэтому защиту воздушного пространства Армении осуществляет Россия посредством арендованной авиабазы”, – пишут авторы доклада.

Эксперты также коснулись реформ, проводимых в армянской армии. По их мнению, основная цель реформ заключается в увеличении доли контрактников, а также повышении качества закупок вооружений. “При этом попытки более серьезных структурных изменений, направленных, в частности, на повышение уровня учений и профессионализма личного состава, сталкиваются с достаточно глубинными проблемами. Одновременно, отмечают в IISS, несмотря на серьезные средства, выделяемые Арменией на обновление и модернизацию имеющихся в наличии вооружений, ВС Армении еще далеки до уровня насыщенности новейшей техникой. Это, в частности, обусловлено коррупционными явлениями, а также низкой эффективностью управления финансами в Минобороны Армении.

Что касается ситуации на линии соприкосновения Вооруженных сил Азербайджана и Нагорного Карабаха, авторы доклада отмечают, что в 2012 году как минимум дважды (весной и летом) имело место резкое повышение напряжения в зоне конфликта, что, однако, не привело к возобновлению боевых действий в регионе.

Эксперты довольно критически отнеслись к возможностям азербайджанской армии. В докладе отмечается, что, несмотря на впечатляющие закупки вооружений, которые стали возможными благодаря прибыли с продажи нефти, на воздушной арене ВС Азербайджана никак не могут добиться однозначного преимущества, что может стать серьезным фактором риска во время возможных военных действий в Карабахе. “Та же нефть позволила Азербайджану приобрести новейшие системы С-300, но пока не ясно, что это вообще дает Баку с точки зрения повышения боеспособности”, – говорится в докладе.

При этом необходимо учесть, что по уровню вооружения Армении все еще удается сохранить относительный паритет прежде всего из-за российского фактора. Россия, с одной стороны, как отмечено в докладе, полностью гарантирует безопасность воздушного пространства Армении, а с другой, – представляет ей вооружение по льготной цене и безвозмездно. Но в этом направлении в ближайшее время у Армении могут возникнуть серьезные проблемы. Но об этом чуть ниже.

Во-вторых, существуют и внешние факторы, негативно влияющие на урегулирование конфликта и тормозящие мирные переговоры. Обращает на себя внимание тот факт, что за последние месяцы, несмотря на якобы продолжение консультаций в формате института сопредседательства МГ ОБСЕ, посредникам никак не удается усадить за стол переговоров министров иностранных дел Эдварда Налбандяна и Эльмара Мамедъярова. Притом также невозможно не заметить, что Армения на данном этапе пытается тормозить мирные переговоры.

США нужны новые инициативы на Южном Кавказе, поскольку существующие в этом регионе новые возможности и проблемы содержат серьезные последствия для критических интересов Вашингтона, пишет в своей статье “Новое мышление на Южном Кавказе” в газете The Hill профессор Военного колледжа армии США Стефан Бланк.

Как считает профессор, российско-грузинская война 2008 года показала, что события на Южном Кавказе имеют последствия, выходящие далеко за пределы региона, и затрагивают европейскую безопасность, что актуально и сейчас. “Вашингтон должен осознать собственную важность в этом регионе и то, что местные тенденции серьезно влияют на отношения в Европе и с Россией. Администрация США не должна видеть этот регион лишь как транзитный маршрут для вывода американских войск и техники из Афганистана, а как область стратегической важности, безопасность которой также связана с жизненными интересами США”, – пишет Бланк. По мнению профессора, есть две возможности для США представить себя здесь. Во-первых, это строительство Трансанатолийского газопровода (TANAP), который будет доставлять газ из Азербайджана в Центральную Европу. Инициатива США по обеспечению разнообразия источников поставок газа из Каспия на Балканы также повысит возможность для демократизации правительств на Балканах и повысит безопасность Азербайджана, Казахстана и Туркменистана, отмечается в статье.

Второй возможностью для США Бланк считает начало процесса российско-грузинского диалога, даже если первые шаги к этому незначительны. По его словам, США должны поощрять Грузию к тому, чтобы не только вести переговоры с Россией, но также провести подлинные демократические реформы, не втягиваясь в политический реванш между президентом Михаилом Саакашвили и премьер-министром Бидзиной Иванишвили.

Эксперт отмечает, что наиболее актуальной задачей сегодня является разработка и реализация механизма для переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. При отсутствии решения проблемы Москва продолжает закреплять свои позиции в Армении, создавая тем самым угрозу для Азербайджана и Грузии. Между тем армянские политики являются заложниками претензий Еревана на территории, которые формально являются частью Азербайджана, а последний тратит огромные суммы на вооружения для подготовки к новой войне. Чем больше позиции по обе стороны затвердевают, тем меньше возможности добиться урегулирования путем переговоров. Турция может легко оказаться вовлеченной в конфликт, однако единственным победителем станет Россия, что полностью противоречит интересам не только США, Турции и Европы, но и Армении и Азербайджана, считает американский эксперт.

Посредничество Москвы, по мнению профессора, здесь направлено не на создание мира, а на обеспечение пребывания своей военной базы в Армении на неограниченный срок. США могли бы стать посредником, с дополнительной задачей убедить Турцию открыть границу с Арменией в качестве части процесса урегулирования. Армения, которая теряет до 15% своего ВВП из-за блокады, таким образом получит независимость от России и может интегрироваться в региональные экономические процессы. Эта тенденция также может уменьшить иранское влияние в Армении, говорится в статье.

Таким образом, Париж и Вашингтон пытаются оживить мирные переговоры, но безуспешно. Москва публично вообще никак не обозначает свое участие в этом процессе. Создается впечатление, что президент Владимир Путин все еще не решил для себя, как и в каком формате будет на предстоящем этапе манипулировать карабахским конфликтом для реализации российских геополитических интересов на Южном Кавказе. Поэтому почти со стопроцентной уверенностью можно предположить, что инициатором “торможения” мирных переговоров является не официальный Ереван, а Москва, имеющая сильные рычаги влияния на Армению.

Москва и Ереван нуждаются в тайм-ауте, в том числе для выяснения отношений между собой.

На российскую политику в отношении Южного Кавказа серьезно влияют следующие факторы, имеющие геополитическое значение: первое – это необходимость торможения западной экспансии, в том числе, и энергетической в регион. В этом вопросе Россия никак не может иметь в лице Азербайджана союзника.

Второе – при любом развитии событий вокруг иранской ядерной программы Россия пытается не допустить изменения существующего геополитического баланса сил в регионе, что крайне сложно. Понятно, что добиться хотя бы относительного сохранения существующего геполитического баланса сил в случае силового сценария урегулирования конфликта вокруг иранской ядерной программы традиционными политико-дипломатическими средствами не удастся. И в этом направлении Россия не видит Азербайджан в качестве союзника.

Ирану остался примерно год до создания ядерного оружия. Данные военной разведки США представил президент Барак Обама.

В связи с этим Обама подчеркнул, что США не допустят возникновения такой ситуации, когда Тегеран вплотную приблизится к созданию ядерного боезаряда.

По его словам, урегулирование проблемы ядерных разработок в Иране дипломатическими методами было бы более надежным, нежели силовое. “Если мы сможем снять этот вопрос дипломатическим путем, то это бы стало более прочным решением. Если нет, то я продолжу рассматривать все возможные варианты действий”, – заявил глава Белого дома в интервью израильскому телевидению.

Напомним, в следующую среду ему предстоит визит в Израиль. Одним из ключевых вопросов в ходе переговоров с руководством страны станет ситуация вокруг Ирана.

Ранее премьер Израиля Биньямин Нетаньяху заявил, что ядерное оружие у Ирана может появиться уже в ближайшие месяцы, и это может послужить поводом для превентивного удара израильской армии.

США, ряд других стран Запада и Израиль обвиняют Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран все обвинения отвергает, заявляя, что его атомная программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии.

Скорее всего, в Вашингтоне существуют определенные надежды, связанные с предстоящими президентскими выборами в Иране. Проще говоря, есть надежда на создание в Иране очередной революционной ситуации и добиться смены режима. Но надежды на успех этого проекта крайне невелики. Именно поэтому Вашингтон устами президента Б.Обамы открытым текстом объявляет крайний срок собственного “долготерпения”. Это конец нынешнего года. Но точкой отсчета станут результаты президентских выборов в Иране. И, как следствие, в ближайшие месяцы мы станем свидетелями максимальной дипломатической активизации всех ведущих геополитических игроков. Речь идет как о глобальных игроках в лице тандема США-Евросоюз и России, так и региональных – Турции и Ирана. Мы станем свидетелями дипломатической артподготовки перед решающей схваткой, которая окончательно выявит “кто есть кто”, а точнее “кто с кем”.

Третье – у России может появиться новая, притом, можно сказать, что неожиданная головная боль на Южном Кавказе. Оказалось, что в вопросе “кто с кем” нет ясности даже в отношении Армении. Стоит отметить, что очередной, третий по счету саммит “Восточного партнерства” пройдет в Вильнюсе в ноябре этого года. Во время этого саммита некоторые страны “Восточного партнерства”, в том числе, и Армения надеятся подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом. При этом Брюссель открытым текстом заявляет, что соглашение об ассоциации с Евросоюзом несовместимо с участием в Таможенном и Евразийском союзе, то есть, в путинских интеграционных проектах на постсоветском пространстве.

Автор данных строк в эти дни участвовал в международной конференции, которая была организована немецким фондом Ф.Эберта и армянским центром “Конкорд” в Армении. Стал свидетелем интересной словесной дуэли между армянскими и российскими участниками конференции. Армянские эксперты четко определили задачу, которая стоит перед правительством. Официальному Еревану необходимо продолжить политику баланса “по-армянски”. Проще говоря, сохранить Россию в качестве гаранта безопасности, но при этом основной упор сделать на евроинтеграцию. При этом армянские эксперты не скрывали, что “обвести вокруг пальца” Россию на этот раз будет не так просто, но желательно. Российские коллеги однозначно заявили, что Кремль не собирается брать на себя эту незавидную роль. Ну, зачем России гарантировать безопасность Армении и Карабаха, то есть, по сути, “оплатить” процесс ее евроинтеграции. “Подумайте о том, что будет с Карабахом?”. Этот вопрос просто бродил призраком по конференции.

Необходимо учесть, что у Армении практически нет выбора, если, конечно, в ближайшее время не удастся добиться реального прогресса в урегулировании карабахского конфликта.

Четвертое – и у Азербайджана на ровном месте возникли проблемы с единственным нашим относительно надежным союзником, то есть, с Турцией. Азербайджан ждет от Турции объяснений в связи с открытием авиарейса Ван-Ереван.

Открытие авиарейса Ван-Ереван не соответствует позиции Турции, которую она занимает в вопросе оккупации Арменией азербайджанских земель, сказал в субботу журналистам зампредседателя – исполнительный секретарь правящей партии “Ени Азербайджан” Али Ахмедов, сообщает “Тренд”. По его словам, открытие подобного авиарейса вызывает определенные беспокойства.

“Мы надеемся, что Турция внесет ясность в этот вопрос. Пока азербайджанские земли не будут освобождены от оккупации, мы не хотим смягчения отношений между Турцией и Арменией”, – сказал Ахмедов. Руководство Турции, сказал Ахмедов, на самом высоком уровне неоднократно выступало с заявлениями, что пока азербайджанские земли не будут освобождены от оккупации, смягчение армяно-турецких отношений ждать не стоит. Частная турецкая авиакомпания Bora Jet планирует начать летом реализацию рейсов по маршруту Ван-Ереван.

Много дальше, уже по устоявшейся традиции, пошел политолог Мубариз Ахмедоглу, который обвинил Турцию во всех смертных грехах. Честно говоря, подобная жесткая реакция не очень понятна. Начну с того, что воздушное сообщение между Арменией и Турцией существует, притом, давно. Армянская “Армавиа” соверщает полеты Ереван-Стамбул и обратно дважды в неделю. И следует полагать, что Азербайджан смирился с данным фактом, если “не замечает” эти полеты.

Далее, во время вышеупомянутой конференции эксперты, в том числе, и турецкие ясно дали понять, что серьезных шагов по нормализации армяно-турецких отношений до урегулирования карабахского конфликта не стоит ждать. Турция в отношениях с Арменией будет придерживаться политики “мелких шагов”, одним из которых и является согласие на открытие авиарейсов по маршруту Ван-Ереван. При этом многие турецкие эксперты считают, что из-за низкой экономической рентабельности этот рейс вряд ли станет постоянным.

И, наконец, нам вряд ли стоит акцентировать внимание на таких мелочах. Они просто не стоят того. А вышеизложенный сложный и крайне непонятный геополитический расклад требует серьезного усиления азербайджано-турецкого военно-политического сотрудничества, чтобы мы не оказались в форс-мажорной ситуации…

Рауф Миркадыров

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=16464
19 Март 2013, 10:31

Версия для печати


Последние новости по этой теме: