"Армянский тупик"


"Армянский тупик"

Попытка восстановления железнодорожного сообщения между Россией и Арменией закончилась провалом

 

Восстановление железной дороги через Абхазию - это только идея, и по ней до сих пор не было переговоров. С таким сенсационным заявлением в интервью порталу Commonspace выступил министр по вопросам реинтеграции Грузии Паата Закареишвили.

Напомним: несколько месяцев назад, вскоре после прихода к власти в Грузии правительства "Грузинской мечты", именно он вызвал нешуточный переполох в регионе, вбросив идею о возможности восстановления железнодорожного сообщения между Грузией и Россией через Абхазию. Одни увидели в этой идее впечатляющий прорыв в нормализации отношений Москвы и Тбилиси, о чем после поражения на выборах сторонников Саакашвили не рассуждал только ленивый, другие - и по понятным причинам именно они и в Баку, и в Ереване составили большинство - увидели в новой идее прежде всего возможность установления прямого железнодорожного сообщения между Арменией и Россией.

Но теперь не кто иной, как сам Паата Закареишвили подтвердил: дальше идеи вопрос не продвинулся. По его словам, интерес нового грузинского руководства, озвучившего вопрос открытия Абхазской железной дороги "заключался в том, чтобы узнать, в какой степени Российская Федерация была готова обсуждать эту идею, и теперь мы видим, что со стороны России нет интереса к этому". "Я лично был вовлечен в процесс урегулирования конфликта в течение длительного времени, и очень часто другие стороны обвиняли Грузию в непринятии мер, которые они сами не были готовы реализовывать. Я сомневаюсь, что Россия готова обсуждать железнодорожный вопрос, так как тогда им придется пересмотреть свою политику признания независимости Абхазии. Наша мотивация была предложить эту идею для того, чтобы вывести текущую ситуацию из тупика, но в России отсутствует интерес к этому", - подчеркнул министр. Закареишвили напомнил, что уже состоялись две встречи между замминистра иностранных дел России Григорием Карасиным и специальным представителем премьерминистра Грузии по двусторонним отношениям с Россией Зурабом Абашидзе, и эта тема ни разу не была поднята.

Напомним: как с самого начала указывали эксперты, в том числе и на страницах нашей газеты, вопрос восстановления железнодорожного сообщения, в отличие от воздушного или морского, на стадии "промежуточных переговоров" решить невозможно. Поезд, напомним, двигается по земле. И пересекает при этом границы - признанные и непризнанные, административные и государственные. Вопрос, кто и где будет осуществлять при этом пограничный и таможенный контроль, становится в такой ситуации ключевым. Пойти здесь на уступки в Тбилиси по понятным причинам не могли. А в Москве уступать не пожелали. Так что многообещающая во всех смыслах идея закончилась оглушительным провалом.

Проще говоря, восстановления железнодорожного сообщения между Грузией и Россией через Абхазию не произошло ровно по той же причине, по которой оно в свое время было прервано - из-за абхазского конфликта. И на основе высказываний министра можно предположить, что в Грузии, возможно, попытались заинтересовать Россию восстановлением железнодорожного сообщения и, как следствие, укреплением ее позиций в Грузии в обмен на конструктивные шаги в урегулировании абхазского конфликта. Но в России от признания марионеточного оккупационного режима отказываться не стали.

При этом излишне напоминать, что речь идет не только, вернее, не столько о железной дороге как таковой - вопрос куда шире. По сути дела, то, что идея об открытии дороги не продвинулась дальше "вербальной инициативы" и дискуссии в прессе, на которую не последовало даже официальной реакции - это еще и красноречивый показатель, была ли готова Москва к реальному урегулированию с Грузией, пусть даже в околокремлевской "тусовке" только ленивый не высказался по поводу "фактора Саакашвили" в противовес "исторической дружбе российского и грузинского народа".

Формально восстановление сквозного движения по абхазскому участку грузинской железной дороги никоим образом не мешало бы осуществлению новых логистических проектов в регионе, и прежде всего строительству железной дороги Баку - Тбилиси - Карс. Другое дело, что за "железнодорожными инициативами" на абхазском направлении ряд экспертов не то чтобы совсем уж без оснований усматривали и показатель "баланса влияния" между Западом и Россией в новой Грузии. Теперь понятно, что с прогнозами по поводу роста авторитета Москвы в Тбилиси эксперты несколько поторопились.

Но не менее примечательно, что провалу "железнодорожной инициативы" самое пристальное внимание уделили ереванские СМИ. Причем если первоначально инициативу Закареишвили комментировали и обсуждали на все лады, то теперь ограничились "сухими" новостями. Что, в общем-то, понятно: Армения по-прежнему остается в "железнодорожном тупике". Что особенно обидно с учетом того, что в советские годы именно Гюмри, тогда Ленинакан, был "узловым пунктом", через который осуществлялись железнодорожные перевозки между СССР, с одной стороны, и Турцией и Ираном, с другой. Более того, в Армении не могут не понимать, что теперь в регионе формируется новая логистическая система, и Армения и в прямом, и в переносном смысле остается от нее в стороне.

Так, на проходящем в Баку заседании Всемирного экономического форума, посвященном развитию Южного Кавказа и Центральной Азии, "железнодорожный вопрос" тоже оказался одним из самых обсуждаемых. Во всяком случае, министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз, выступая в понедельник на заседании Всемирного экономического форума (Давосский форум) в Баку, подчеркнул, что Турция использует энергоресурсы и энергетические проекты для стабилизации и развития региона. "Наряду с реализацией проекта "Южный поток" с Россией Турция сегодня также успешно ведет проект Трансанатолийского газопровода (TANAP) с братской страной - Азербайджаном", - цитирует его Trend. С другой стороны, Турция продолжает энергосотрудничество с Ираном, несмотря на политические проблемы последнего, и развивает партнерство в сфере энергетики с соседним Ираком, отметил министр.

Министр также отметил такие проекты, как Баку - Тбилиси - Карс и Баку - Тбилиси - Эрзурум, которые являются ключевыми проектами в транспортной и энергетической безопасности региона. По словам Йылдыза, связывая производственные мощности Азии с потребительскими рынками Европы, Турция играет важную роль энергетического транспортного моста в регионе.

Немало пищи для размышлений дает и недавняя встреча президента Грузии Михаила Саакашвили с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Как сообщает АзерТАдж со ссылкой на турецкие СМИ, стороны обсудили отношения между двумя странами и перспективы расширения сотрудничества. М.Саакашвили и Р.Эрдоган обсудили ход совместных проектов в регионе, в которых участвует и Азербайджан. Это нефте- и газопроводы, а также строительство железной дороги Баку - Тбилиси - Карс, и подчеркнули, что дружественные отношения, которые в последние годы установились между двумя государствами, являются примером для стран региона.

Плюс ко всему в Армении не могут не понимать и другого, Сам факт проведения Давосского форума в Баку показывает, что именно Азербайджану предстоит играть роль ворот в Центральную Азию. Излишне напоминать, как это меняет всю логистическую картину в регионе и насколько важными (и загруженными) оказываются те самые новые коммуникации, будь то трубопроводы или железные дороги (железнодорожная паромная переправа на Каспии существовала еще в советские годы).

На этом фоне в Армении явно пытаются вселить оптимизм в своих граждан. Как сообщает Aisor.am, местный тюрколог Артак Шакарян заявил журналистам на своей пресс-конференции, что США желают задействования железной дороги "Карс-Гюмри-Нахичеван". По его словам, данный участок дороги позволит "Российским железным дорогам" в полную мощность использовать армянскую железную дорогу.

"Против задействования дороги выступает Азербайджан, поскольку данная программа положит конец блокаде Армении, что не исходит из интересов Баку", - отметил А.Шакарян. Он при этом не пояснил, почему в США столь озабочены бизнес-интересами РЖД. Не стал он и указывать, из каких источников получил столь сногсшибательную информацию, тем более что никаких "оптимистичных" для Армении сигналов в ходе переговоров госсекретаря США Джона Керри и главы турецкого МИД Ахмета Давутоглу эксперты не отметили. Тем более он не стал уточнять, возможно ли открытие транзитного движения через границу, которую Армения, напомним, отказывается признавать - иначе как объяснить изображенный на ее гербе Агрыдаг? Но зато "тюрколог" пообещал аудитории, что задействованием дороги Барак Обама желает осуществить положительный шаг в преддверии 24 апреля.

 

Поверили ли ему в Ереване, осталось непонятным.

НУРАНИ, Н.АЛИЕВ

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=16737
10 Апрель 2013, 11:16

Версия для печати


Последние новости по этой теме: