ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЕВ: «Запад не должен вмешиваться во внутренние дела Украины»


ВАСИЛИЙ ЛИХАЧЕВ: «Запад не должен вмешиваться во внутренние дела Украины»

 

Депутат Госдумы, чрезвычайный и полномочный посол РФ, принимавший участие в 65-й сессии ПАСЕ в Страсбурге, дал эксклюзивное интервью ИА «Медиафакс»

- Василий Николаевич, на минувшей неделе Вы в составе российской делегации принимали участие в работе 65-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), состоявшейся в Страсбурге. Одним из центральных на сессии был вопрос «О функционировании демократических институтов на Украине». Как Вы оцениваете итоги состоявшейся сессии ПАСЕ?

- Российская делегация приняла активное участие в состоявшихся на сессии в Страсбурге дебатах. Мы внесли ряд принципиальных поправок в проект доклада, но в итоге мы проголосовали единогласно как против самой резолюции, так и против предложенных западными депутатами рекомендаций, которые искажали реальную картину событий на Украине. Очередная сессия ПАСЕ выдалась сложной и проблематичной по нескольким причинам. Здесь и многообразие тем (европейская экономика, ОЭСР, интернет, Западная Сахара, Палестина, взаимодействие Евросоюза и Совета Европы, мировая торговля и др.). Различие в оценках ситуации и предлагаемых инструментах решения. Все это привело к напряженной атмосфере дискуссии, нарушениям общепринятых стандартов ее проведения, к отходу от норм политкорректности. На моей памяти политика и дипломата январская сессия в Страсбурге – одна из самых далеких от критериев цивилизационной культуры. Да и интеллектуальный уровень, результативность обсуждения были далеки от того, что требовала европейская и международная реальность.

- В этой связи насколько целесообразно дальнейшее участие России в этой европейской структуре?

- Да, действительно, в кулуарах здания Совета Европы среди ряда делегаций возникли вопросы целесообразности участия в организации, где ты оказываешься часто в квалифицированном меньшинстве, где твой голос на мало что влияет, а взносы вносишь регулярно. У ПАСЕ, с точки зрения эффективности участия, действительно существуют проблемы. Когда мы в конце февраля 1996 года подписывали документы о присоединении Российской Федерации к этой старейшей правозащитной организации (а я был в составе делегации вместе с Е.М.Примаковым, В.П.Лукиным, В.И.Матвиенко, Ю.А.Рыжовым), то планы наши были самыми позитивными по строительству общеевропейского правового пространства. Но жизнь оказалась сложнее, и процесс согласования позиций, сопряжения интересов за все эти годы был весьма трудным. К большому сожалению, и прошедшая дискуссия в Страсбурге это продемонстрировала. В ПАСЕ – очевидный страноведческий перевес депутатов из стран Евросоюза (28), которые выступают с заранее подготовленных позиций, единодушно.

Количественное преимущество очень часто идет в ущерб качественным результатам. Евроэгоизм, различные фобии (в том числе в отношении России, Белоруссии, других стран, в зависимости от практической обстановки), двойные стандарты, заангажированность перед США, мировыми финансовыми фондами – прочно вошли в ткань и практику существования ПАСЕ. Сказывается ли это все на эффективности действия организации, ее авторитете? Конечно. Ответ может быть только утвердительный. Другой вопрос – что делать РФ в этой ситуации, другим государствам, которые, будучи молодыми демократиями со своими традициями, не входят в члены Евросоюза? Думается, ощущая себя истинными представителями Европы, приняв на себя ответственность за ее безопасность, в том числе и гуманитарную, эта группа стран должна находить легальные, дипломатические средства для продвижения своих позиций, их объяснения внешнему миру, формирования "островов понимания" и согласованной воли разных политических акторов.

В правильности такого подхода еще раз убеждаешься по итогам 65-й сессии ПАСЕ. Один только пример с вышеназванным докладом по Украине говорит о необходимость рациональных подходов в работе ПАСЕ, да и Совета Европы в целом. О необходимости более активного внедрения в дипломатию приемов "мягкой силы", расширения круга действительных сторонников общепризнанных норм и принципов международного права. Да, можно "хлопнуть дверью" перед Брюсселем, Страсбургом, высказать обиду на "невнимание" Европы, но такой шаг будет, очевидно, в радость тем геополитическим силам, которые бы хотели разрыва отношений Москвы с международным сообществом. Подобные действия только стимулируют распространение в современном мироуправлении идей несбалансированности, неустойчивости, нелегитимности при регулировании международных вопросов. К сожалению, элементы политической слепоты и глухоты, недееспособности принимать адекватные решения имеют тенденцию к расширению. Многие международные институты этим грешат. Примеры тому мы можем найти в работе Совета Безопасности, ОБСЕ, МВФ, того же Совета Европы.

- Как российская делегация оценивает доклад ПАСЕ по Украине?

- К сожалению, доклад под названием «Функционирование демократических институтов на Украине» не отражает реальной картины. Приведем отдельные его характеристики - необъективность в оценке происходящего в Киеве, замалчивание действий оппозиции, особенно ее радикальной части, гипертрофирование роли Евромайдана, его возможностей говорить за весь украинский народ. В доклады замалчиваются факты вмешательства зарубежных государств и международных организаций во внутренние дела Украины как суверенного государства. В частности, США, Евросоюз и ряд стран-членов этой организации – Польша, Литва и Румыния – открыто поддерживают антиправительственные выступления на Украине. Здесь налицо прямое забвение норм Венской конвенции о дипломатических сношениях и иммунитетах 1961 г.. Также налицо антироссийская истерия и обвинительный уклон в оценках РФ деятельности по упорядочиванию обстановки в Украине, а также подталкивание к опасным процессам интернационализации этого конфликта. Резолюция ПАСЕ от 30 января 2014 г. неконструктивна, она не снимает напряжения в стране, не предотвращает дальнейшее обострение отношений власти и общества, не ликвидирует межрегиональные трения и разрывы.

- По данным западных СМИ, Госсекретарь США Д. Керри на Мюнхенской конференции по безопасности предложил так называемый «план Маршалла» для Украины. Как Вы оцениваете этот план Вашингтона?

- Да, действительно, господин Керри предлагает новый «план Маршалла» от США. Но в обмен Украина должна по сути отказаться от своего суверенитета. Это абсолютно неприемлемо, так как означает потерю Киевом своей самостоятельности и независимости. Это предложение госсекретаря США прозвучало в унисон проштампованной проамериканским и проеэсовским большинством в Страсбурге резолюции. Чтобы ни у кого не возникало сомнений в твердости позиций Запада, в документе поставлен и вопрос о санкциях применительно к этому государству, которое является членом ООН, других важных международных организации, имеет богатую практику международных договоров и дипломатических инициатив. Одним словом, за Украину, ее народ, ее легитимную власть уже все, практически все, решено. Как это напоминает историю "цветных революций", написанную, в том числе, на трагедии людей и политических структур власти в странах Ближнего Востока, Северной Африки, других регионов Земли.

Естественно, здравомыслящие делегации в Страсбурге, включая российскую, голосовали против такой антицивилизационной, антигуманной, антиправовой (противоречий Уставу ООН) стратегии. Надеюсь, что круг таких позитивных акторов, которые выступают за реальную гармонию прав человека, государства, народа, их обеспечение не только в Украине, но и в других географических точках, будет расширяться. Это надо понимать и работать активно на этот процесс. Так делает Россия. Хотя отметим, профессионализм (политический, дипломатии – государственной, парламентской, публичной, региональной, информационной) следует наращивать. Делать это гласно, честно, с опорой на международное право. Момент истины, действительно, наступает. Проблема Украины – это сфера геополитики.

От того, каким окажется финал, во многом зависит и миропорядок XXI в. Преуменьшать задачу нельзя. Надо всем ответственным силам – государствам, общественным группам, партиям, профсоюзам – работать на интернационал позитива, законности и правопорядка. К этой линии парламентская дипломатия России вкупе со своими заинтересованными международными партнерами (а таких немало) будет неуклонно следовать. Наши контрагенты должны об этом четко знать. О таком подходе особо актуально сказать накануне Дня дипломатического работника Российской Федерации. Вся международная деятельность российского парламента подчиняется содействию дипломатии РФ, реализации Концепции внешней политики 2012 г. И в этом ее прикладная ценность.

- Спасибо за интервью.

Беседу вел политический обозреватель Айдын Мехтиев

Резолюция ПАСЕ по Украине от 30 января 2014 г. (полный текст)
30 января Парламентская ассамблея Совета Европы двумя третями голосов приняла резолюцию «Функционирование демократических институтов в Украине».
Предлагаем вашему вниманию полный текст резолюции.
«Функционирование демократических институтов в Украине
Парламентская Ассамблея
1. Парламентская Ассамблея выражает свою глубокую обеспокоенность в связи с политическим кризисом, который возник в Украине в результате неожиданного решения украинской власти приостановить процедуру подписания соглашения об ассоциации, в том числе соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли, с Европейским Союзом. Она решительно осуждает эскалацию насилия в протестах на Евромайдане, которые уже привели к пяти погибшим.
2. Только украинский народ, и только он, как суверенное государство, решает, без иностранного вмешательства, геополитическое направление страны и то, к каким международным соглашениям и сообществам Украина должна присоединиться. Ответ на вопрос о том, подписывать или не подписывать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом должен дать только украинский народ. Одновременно Ассамблея считает, что такие важные решения, как геополитическое направление страны должно приниматься, основываясь на широком политическом консенсусе, который возможен между различными политическими силами в стране и также на основе широких консультаций с населением.
3. Ассамблея напоминает, что до 21 ноября 2013 власть и словом и делом серьезно поддерживала подписание соглашения об ассоциации с Европейским Союзом на саммите в Вильнюсе в ноябре 2013 года. Поэтому она сожалеет, что внезапное изменение политики было предпринято без необходимых консультаций с обществом и без каких-либо попыток поиска общенационального консенсуса. Это подрывает демократическую легитимность решения приостановить подписание соглашения в глазах украинской общественности, что также видно из начала массовых общенациональных протестов, которые стали следствием этого. Поэтому Ассамблея призывает власти к открытым, честным и эффективным переговорам с оппозицией, к немедленному поиску широкого консенсуса по геополитическому направлению, дальнейшему демократическому развитию, а также конституционному строю страны.
4. Ассамблея принимает к сведению публичные заявления украинского руководства о том, что решение не подписывать соглашение об ассоциации было принято под сильным давлением со стороны Российской Федерации, и особенно угрозой со стороны России закрыть свои границы для товаров, происходящих из Украины, если соглашение об ассоциации будет подписано. Угроза экономических или политических санкций с целью влияния на политические решения в другой стране противоречит общепринятым дипломатическим и демократическим нормам и является недопустимым. В связи с этим Ассамблея хотела бы напомнить Российской Федерации о ее вступительных обязательствах «осудить как неправильную концепцию двух различных категорий иностранных стран, когда некоторые из них считаются зоной особого влияния под названием «ближнего зарубежья» и воздерживаться от поощрения географической доктрины зоны привилегированных интересов».
5. Украинская власть утверждает, что иностранная критика в отношении протестов на Евромайдане является иностранным вмешательством в ее внутренние дела. В связи с этим Ассамблея хотела бы подчеркнуть, что, как член Совета Европы, Украина обязана придерживаться высоких стандартов демократии, защиты прав человека и верховенства закона. Кроме того, Украина подписала, среди прочего, Всеобщую декларацию прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах. Любые нарушения прав человека и любое развитие событий, который мог бы подорвать нормальное функционирование демократических институтов не может таким образом считаться внутренними делами в узком смысле слова, а являются законными сферами для беспокойства или критики со стороны других стран, особенно со стороны других стран - членов Совета Европы.
6. Ассамблея выражает сожаление, и обеспокоена чрезмерным и непропорциональным применением насилия со стороны милиции в отношении протестующих. С точки зрения Ассамблеи, попытки властей силой разогнать протесты на Евромайдане лишь обострили политический кризис и возбудили протестующих. Ассамблея также обеспокоена по поводу жестоких столкновений и провокаций, инициированных праворадикальными демонстрантами. Право на свободу волеизъявления и собрания должно полностью соблюдаться, но действия протестующих не должны противоречить общепринятым демократическим нормам. Таким образом, Ассамблея призывает власти воздержаться от любых попыток насильно разогнать акции протеста и лагеря. Вместе с тем она призывает милицию и протестующих воздержаться от любого насилия или действий, которые очевидно направлены на провоцирование жестокой реакции с другой стороны.
7. Ассамблея выражает особую обеспокоенность по поводу достоверных сообщений о применении пыток и жестокого обращения с протестующими со стороны милиции и сил безопасности. Такое поведение, которое транслировали несколько телеканалов, неприемлема, и виновные должны быть наказаны по всей строгости в соответствии с законом. Такие действия не могут быть безнаказанными. Ассамблея также обеспокоена сообщениями о том, что силы безопасности умышленно целятся в журналистов, что противоречит принципу свободы средств массовой информации. Кроме того, она обеспокоена сообщениями о том, что трое милиционеров получили ножевые ранения протестующими, для одного из которых они оказались смертельными. Она считает, что такие акты насилия в отношении к военнослужащим неприемлемы в демократическом обществе и должны быть полностью расследованы.
8. Вспышки насилия в декабре 2013 года и январе 2014 года, чрезмерное и непропорциональное применение силы со стороны милиции и другие заявленные нарушения прав человека необходимо полностью и беспристрастно расследовать, сосредоточиться и решить, а виновные должны быть привлечены к ответственности. Ассамблея приветствует инициативу Генерального секретаря Совета Европы по созданию независимой консультативной группы по расследованию насильственных инцидентов во время акций протеста на Евромайдане и жалеет, что и власть и оппозиция не смогли назначить своих представителей в этой группе. По мнению Ассамблеи, полное, прозрачное и беспристрастное расследование вспышек насилия и нарушения прав человека имеет важное значение для мирного урегулирования политического кризиса, находится в процессе обсуждения. Таким образом, она призывает и власть и оппозицию назначить своих представителей в эту группу без дальнейшего промедления и обеспечить группу всей необходимой помощью и сотрудничеством, которая ей нужна для работы.
9. Ассамблея выражает сожаление по поводу принятия 16 января 2014 так называемого пакета «законов, ограничивающих протест» в хаотических условиях, которые подрывают их легитимность, а также их последующее утверждение президентом Януковичем 18 января 2014, несмотря на многочисленные призывы не придавать этим законам силы. Эти законы нарушают принципы свободы выражения, свободы собраний и волеизъявления, а также свободы СМИ и информации, и посягают на право справедливого судебного разбирательства. В целом, эти законы недемократические и репрессивные и идут вразрез с обязательствами Украины как члена Совета Европы и в рамках Европейской Конвенции о защите прав человека (ETS № 5). В связи с этим Ассамблея приветствует решение Верховной Рады 28-го января 2014-го года отменить законы, ограничивающие протест.
10. Необходимо немедленно прекратить насилие и нарушения прав человека и начать открытые и эффективные переговоры для достижения соглашения по разрешению кризиса, который быстро растет. По мнению Ассамблеи, такая сделка должна быть основана на уверениях обеих сторон не прибегать к насилию, а также начала немедленного, открытого, серьезного и эффективного диалога между властями и политическими и гражданскими силами, объединенными вокруг протестов на Евромайдане относительно будущего демократического направления и геополитического направления страны.
11. Отмена законов, ограничивающих протест и отставка правительства является первым шагом на пути к мирному урегулированию политического кризиса. Ассамблея приветствует эти действия, а также признаки того, что как власть, так и оппозиция активизировали свои усилия в поиске решения противостояния путем переговоров. Они предлагают важное окно возможностей, которому стоит следовать сейчас обеим сторонам вместе с конкретными дальнейшими шагами по выходу из кризиса мирным и демократическим путем.
12. Украинская власть ранее объявила о нескольких долгосрочных пакетах реформ, включая конституционную реформу, чтобы соответствовать своим обязательствам, а также обязательствам для вступления в Совет Европы, которые еще осталось выполнить. Ассамблея ожидает, что власть и оппозиция сохранят свободу и приверженность к осуществлению этих реформ, которые также позволили решить сразу несколько основных причин протестов на Евромайдани . Она просит власти предоставить ее мониторинговой комиссии обновленный график этих реформ.
13. Учитывая эскалацию насилия и нарушения европейских стандартов демократии и прав человека, с Украиной не может быть «привычных отношений». Ассамблея сожалеет, что Верховная Рада помогла насильственной эскалации кризиса, когда были приняты спорные законы, ограничивающие протест. Верховная Рада должна нести полную ответственность за свою роль и использовать все инструменты, имеющиеся в распоряжении, чтобы помочь достижению мирного решения кризиса путем переговоров. Таким образом, Ассамблея считает отмену законов, ограничивающих протест, важным признаком того, что Верховная Рада намерена играть такую роль. Это, следовательно, не предусматривает рассмотрения возможности приостановления права голоса украинской делегации в Ассамблее на данный момент. Тем не менее, она может рассмотреть такие санкции при частичной сессии в апреле 2014 года, если будут продолжаться грубые нарушения прав человека, или если протест на Майдане будет разогнан силой.
14. Ассамблея будет продолжать внимательно следить за ситуацией в Украине на основе информации, предоставляемой Мониторинговым комитетом, который она поощряет предлагать дальнейшие действия, если политические события того потребуют».

* Дебаты в Ассамблее состоялись 30 января 2014 (7- е заседание) (см. Doc. 13305 и Addendum, доклад Комитета по соблюдению обязательств государствами - членами Совета Европы (Мониторингового комитета), содокладчики: Майлис Репс и Мариэтта де Пурбе - Лундин). Текст принят Ассамблеей 30 января 2014 (7- е заседание).

 

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=20156
05 Февраль 2014, 17:14

Версия для печати


Последние новости по этой теме: