«Холодная война» Евросоюза и Газпрома: может ли ЕС получать природный газ из Ирана и отказаться от российского?


«Холодная война» Евросоюза и Газпрома: может ли ЕС получать природный газ из Ирана и отказаться от российского?

Политолог Расим Мусабеков в интервью ИА «Медиафакс» заявил: транзит иранского газа в ЕС через Азербайджан пока не возможен

ПОЧЕМУ ВЗОРЫ ЗАПАДА УСТРЕМЛЕНЫ В ТЕГЕРАН?

Начавшаяся в минувшее воскресенье, 13 апреля, на юго-востоке Украины широкомасштабная военная операция руководства Украины подтвердила прогнозы пессимистов: «незалежная» может погрузиться в вялотекущую гражданскую войну, а отказ России отвести свои войска от украинской границы приведет к затяжной «холодной войне» Кремля с Западом. В этих условиях в Брюсселе и Вашингтоне всерьез задумались об отказе от зависимости от российского газа. В настоящее время, доля Газпрома в потребляемом европейцами природном газе составляет 30 процентов. Такая зависимость делает позиции ЕС в противостоянии с Москвой весьма уязвимыми: Москва может в любой момент прекратить поставки газа в Европу в ответ на санкции Брюсселя по отношению России. И тогда – страшно даже подумать – сытая и богатая Европа будет мерзнуть в самые холодные зимние месяцы. Только при мысли об этом в ведущих столицах Старого Континента у политиков дрожь бежит по спине. Вот почему Европа начала лихорадочно искать альтернативу газу из России.

Тут есть несколько вариантов: сланцевый газ из США, азербайджанский газ из месторождения «Шахдениз». Однако и первый, и второй варианты не могут полностью возместить потери от отказа от услуг Газпрома. Поэтому Вашингтон и Брюссель устремили свои взоры в Иран, который является мировым лидером по запасам природного газа: разведанные в Иране запасы газа составляют 33,6 триллиона кубометров. Не случайно Европарламент, который до сих пор обвинял Тегеран в нарушении прав человека, вдруг направил в парламент Ирана предложение направить свою делегацию в Страсбург: для укрепления межпарламентских связей. А 10-го апреля 2014 года представитель Госдепартамента США Френсис Риччиардоне, выступая в Анкаре на 13-й международной конференции по нефти и газу, сделал сенсационное заявление: «В случае подписания окончательного соглашения по иранской мирной ядерной программе Иран сможет внести существенный вклад в обеспечение энергоресурсами в мировом масштабе». Это высказывание примечательно, так как в нем содержится скрытый намек на скорое снятие Западом эмбарго на поставки иранского газа и нефти на мировой рынок. В настоящее время Тегеран находится под режимом международных санкций, одобренных СБ ООН. Эти санкции, примененные к Ирану за продолжение своей ядерной программы, лишили Тегеран возможности поставлять свои энергоресурсы на мировой рынок.

Однако в минувшем году ситуация изменилась: на протяжении восьми лет президентства Буша-младшего США выступали против энергетического диалога с Ираном, однако с приходом в Белый Дом Барака Обамы Вашингтон снял свои возражения и фактчиески дал Брюсселю «зеленый свет» на сближение с Тегераном. Так, в 2013 году на переговорах с международной «шестеркой» санкции в отношении Ирана были смягчены, а Тегеран приостановил свою ядерную программу и обеспечил допуск инспекторов МАГАТЭ к своим ядерным объектам. После недавних событий в Крыму, завершившихся вхождением полуострова к России, США и ЕС ввели широкие санкции по отношению к России. И сегодня, когда на юго-востоке Украины идут бои правительственных войск со сторонниками «федерализации», Вашингтон и Брюссель обвиняют Москву «в дестабилизации ситуации на Украине и развязывании гражданской войны». В Черное море вошли три военных корабля НАТО, а войска Североатлантического альянса начали крупномасштабные маневры вблизи границ с Украиной. Все это не оставляет сомнений: «холодная война» России и Запада будет длиться долго и приведет к потерям с обеих сторон.

По данным аналитиков, Вашингтон и Брюссель ведут активную закулисную работу. Они пытаются нанести удар в «ахиллесову пяту» России: три четверти доходов госбюджета России обеспечивает экспорт нефти и газа. При этом Россия собирается потратить до 2020 года 20 триллионов рублей на модернизацию своей армии. Однако Запад настроен решительно: он хочет подорвать экономику России, чтобы лишить ее возможности наращивать свою военную мощь. Этой задачи, как считают на Западе, можно достичь в двух случаях: если мировые цены на нефть снизятся с нынешних 107 долларов за баррель до 80 долларов, либо – если Европа объявит бойкот российскому газу, переключившись на импорт газа из других источников.

КТО ПОМОЖЕТ ЗАПАДУ – САУДОВСКАЯ АРАВИЯ ИЛИ ИРАН?

Для решения первой задачи Западу может помочь Саудовская Аравия: Эр-Рияд для этого должен резко увеличить квоту на добычу своей нефти, что приведет к обвалу цен на нефть на мировом рынке. Однако если саудовский монарх не захочет пойти на сговор с Вашингтоном и Брюсселем, то Запад собирается реализовать второй вариант: лишить Россию возможности экспортировать свой газ в Европу. Недолго думая, США и ЕС пришли к выводу: после событий в Крыму и Восточной Украине Тегеран стал представлять для Запада меньшую угрозу, чем Москва. А раз так, то Вашингтон и Брюссель решили пойти на резкое потепление отношений с Ираном. 9-го марта 2014 года в Тегеран с рабочим визитом направилась Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон. Кстати это был первый визит в Иран высокопоставленного европейского дипломата за последние пять лет.

Бесспорно, наряду с ядерной программой Ирана в центре внимания на переговорах была возможность полного снятия с Тегерана эмбарго на поставки иранского газа на европейский рынок. Согласно дипломатическим источникам, иранская сторона согласилась полностью обеспечить Старый Континент своим газом, если Европа откажется от услуг Газпрома. И не случайно ровно через месяц после визита Эштон в Тегеран состоялся визит в Берлин министра промышленности, рудников и торговли Ирана Мохаммеда Реза Наматзаде, который в числе других вопросов обсуждал с правительством ФРГ тему возможного снятия с Ирана эмбарго на поставки газа на европейский рынок.

О ЧЕМ ДОГОВОРИЛСЯ ИЛЬХАМ АЛИЕВ В ТЕГЕРАНЕ?

Примечательно, что после визита госпожи Эштон в Тегеран состоялись еще два важных визита: премьер-министр Турции Реджеп Тейип Эрдоган посетил Баку, где обсуждал предстоящее строительство из Турции в Европу газопровода ТАР для экспорта азербайджанского природного газа в страны ЕС. Согласно турецким СМИ, стороны также обсуждали варианты маршрута транзита иранского газа в Европу в случае снятия Брюсселем санкций в отношении Тегерана. Иранский газ, конечно, может пойти в Европу по территории Азербайджана, но, скорее всего, более выгодным будет «турецкий маршрут», потому что Иран уже по существующему трубопроводу поставляет в небольших количествах свой природный газ в Турцию.

Примечательно, что сразу после завершения визита Эрдогана в Баку азербайджанский лидер Ильхам Алиев вылетел с рабочим визитом в Тегеран. Наблюдатели отмечают, что президента Азербайджана на этот раз в Тегеране встречали с невиданными ранее почестями. Президент Ирана Хасан Роухани, а затем и Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи договорились с Ильхамом Алиевым срочно решить все спорные вопросы, в том числе и самый болезненный – по определению правового статуса Каспия и по карабахскому вопросу. «Вопрос о статусе Каспия очень скоро будет разрешен, - заявил Роухани. Он также дал понять, что Тегеран не признает попыток отторжения Карабаха и полностью поддерживает территориальную целостность Азербайджана: «Наша позиция такова, что изменение географических границ в регионе неприемлемо. Нам необходимо объединить все усилия с тем, чтобы аналогичные вопросы решались мирным, переговорным путем». В ответ Ильхам Алиев выразил полную поддержку использованию ядерной программы Ирана в мирных целях. По итогам переговоры стороны подписали четыре межправительственных соглашения, что является бесспорным признаком успеха переговоров и своеобразной «перезагрузки» двусторонних отношений.

Отчего же вдруг потеплели отношения Тегерана и Баку? Ларчик открывается просто: Алиев в Тегеране помимо двусторонних отношений обсуждал и деликатную тему поставок иранского газа в Европу. Иными словами, по просьбе Вашингтона и Брюсселя президент Азербайджана выступил в роли своего рода посредника для налаживания энергетического сотрудничества между Тегераном и Брюсселем. Еще одна важная деталь: в ближайшие месяц-два в Баку с визитом прибудет госсекретарь США Джон Керри. Наверняка главная тема его переговоров – обсуждение возможности поставок иранского газа в Евросоюз.

Трудно сказать, совпадение это или нет, но визит Ильхама Алиева в Тегеран проходил на фоне развернувшихся на Каспии широкомасштабных учений Каспийской флотилии России. Как отмечалось в сообщении Южного военного округа (ЮВО), в рамках учений в Каспийском море экипажи военных кораблей прошли более 7 200 км, выполнили около 100 боевых упражнений, в числе которых свыше 40 боевых артиллерийских стрельб и около 30 задач по противоминному обеспечению. В ходе морских учений корабли флота израсходовали свыше 2 тыс. различных боеприпасов и около 170 тонн дизельного топлива. Если эти учения не случайно совпали с визитом Алиева в Тегеран, то их проведение надо интерпретировать как напоминание всем прикаспийским странам: российский военный флот занимает господствующие позиции в бассейне Каспийского моря. И позицию Москвы по энергетическим проектам игнорировать нельзя.

Обозреватели в Баку, анализируя итоги визита Алиева в Тегеран, предположили, что сотрудничество Азербайджана, Турции и Ирана в возможном масштабном проекте по экспорту иранского газа в Европу может привести к созданию энергетической оси Анкара-Баку-Тегеран. Взаимодействие в этой сфере может привести к усиление военно-политических связей между Азербайджаном и Ираном, на что указывает начинающийся 14 апреля двухдневный официальный визит в Тегеран азербайджанского министра обороны Закира Гасанова.

Не исключено, что еще две страны – Грузия и Оман – могут быть вовлечены в энергетические проекты с участием Тегерана. Руководство Грузии недавно заявило, что часть иранского газа в Европу могла бы пойти через территорию Грузии по трубопроводу Иран — Балканы. В свою очередь, правительство Омана заключило с Тегераном контракт на поставку иранского газа в Оман. Общий годовой объем поставок составит 10 млрд. кубометров. Как заявил министр нефти Ирана Бижан Зангене, вскоре в Персидском заливе будет построен газопровод, стоимость которого составит около 1 млрд долларов. Протяженность газопровода — 260 километров. И вот что самое интересное: Оман собирается значительную часть импортируемого газа из Ирана экспортировать в Европу.

По просьбе ИА «Медиафакс» тему возможного транзита иранского природного газа в Европу комментирует известный политолог, депутат Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана Расим Мусабеков:

- Я могу ответственно заявить, что Азербайджан не брал на себя обязательств по обеспечению иранским газом стран Европы. Скорее, речь может идти о возможной транспортировке иранского газа в Европу через территорию Турции. Этот вопрос находится в компетенции Ирана, Турции и Европы. На мой взгляд, для экспорта иранского газа в Европу самым коротким и безопасным маршрутом является транзит через Турцию. Что же касается Азербайджана, то он приступает к осуществлению проекта TANAP, который предусматривает доставку газа из месторождения «Шахдениз» в Турцию, а оттуда – в страны Европы. Общий объем поставок - 16 миллиардов кубометров азербайджанского газа, из которых 6 миллиардов будет экспортировано в Турцию, а 10 миллиардов - в Европу.

Автор Айдын Мехтиев, директор Московского центра дипломатических и стратегических исследований

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=20727
13 Апрель 2014, 23:33

Версия для печати


Последние новости по этой теме: