ВПК Украины: Порошенко взял курс на создание Украиной высокоточного оружия


ВПК Украины: Порошенко взял курс на создание Украиной высокоточного оружия

Военный эксперт Иван Коновалов в интервью ИА «Медиафакс» комментирует последствия разрыва военно-технического сотрудничества Украины с Россией

Петр Порошенко, вступающий 7-го июня на должность президента Украины, уже озвучил главную задачу своей страны в сфере обороны и безопасности. «Украина не собирается становиться обладателем ядерного оружия, - заявил он. – Наша страна возьмет курс на создание высокоточного оружия, которая становится альтернативой ядерному и не уступает ему по своей эффективности».

После этого заявления эксперты в Киеве и Москве начали дебаты о том, может ли Украина достичь провозглашенной господином Порошенко цели. С одной стороны, Украина является второй после России мощной военной державой на пространстве СНГ: в Днепропетровске, Харькове и Запорожье работают секретные заводы ВПК по производству комплектующих для военных самолетов и ракетно-ядерного арсенала России.

Именно на производственные мощности этих заводов рассчитывает Порошенко, говоря о перспективе создания на Украине высокоточного оружия. С другой стороны, Украина находится на грани экономического коллапса, и мало кто может сказать, из каких источников будет финансироваться дорогостоящее производство высокоточного оружия.

А пока же Россия недовольна тем, что украинские «оборонщики» с марта 2014 года не поставляют российским производителям вооружений комплектующих. Киев отказывается поставлять уже оплаченную Россией оборонную продукцию. Заместитель министра обороны Юрий Борисов РФ заявил: «Фактически на таможне скопились грузы, в большинстве случаев оплаченные и проавансированные до 80%, которые мы не можем получить». По его словам, еще в марте 2013 года правительство Украины наложило запрет на поставку военной техники и комплектующих для предприятий российского ВПК. В первую очередь, под удар попадают межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), а именно – Р-36М2 «Воевода», известная на Западе как «Сатана», и авиадвигатели.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин недоволен ситуацией, когда ВПК России слишком зависит от украинских оборонных заводов. «Мы слишком много погрузили в украинский ВПК, когда мы начинаем разбираться, мы видим - проблемы возникают даже на 3-4 уровне кооперации».

Однако известный грузинский политик Каха Бендукидзе, являющийся советником Петра Порошенко, назвал прекращение поставок комплектующих в РФ «стратегически правильным решением». Согласно статистике, в 2013 году Украина поставила другим странам военных товаров на сумму 2,38 млрд. долларов США, из которых 1 млрд. долларов – в Россию (почти 40% от общих объемов поставок). В рамках так называемой двусторонней производственной научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности Украины и РФ, в 2013 году были задействованы 79 украинских и 859 российских предприятий. То есть это те предприятия, которые могут пострадать в случае, если Петр Порошенко примет решение об окончательном прекращении поставок продукции украинских предприятий ВПК в Россию.

В Москве уверяют, что украинские оборонные предприятия не смогут найти альтернативу российским потребителям продукции. В Киеве опровергают такой тезис и приводят такой пример. Осенью 2013 года первый десантный корабль на воздушной подушке проекта 958 «Бизон», произведенный на Украине, был закуплен для ВМС Народно-освободительной армии Китая. Теперь Поднебесная проявляет интерес к продукции всех основных оборонных заводов Украины.

Одним из главных заводов Украины в сфере ВПК является находящийся в Днепропетровске завод «Южмаш». Завод производит ракетно-космическую технику и двигатели для некоторых из самых мощных российских ракет, в том числе межконтинентальной баллистической ракеты Р-36. В апреле 2014 года МИД России выступил с заявлением, в котором обращается внимание на переговоры «Южмаша» с представителями некоторых стран о продаже технологии производства межконтинентальных баллистических ракет (МБР) тяжелого класса Р-36М2 Воевода (по классификации НАТО – «Сатана»).

"В этой связи хотели бы отметить, что Украина, являясь членом Режима контроля за ракетной технологией (РКРТ) и подписантом Гаагского кодекса поведения (ГКП) по предотвращению распространения баллистических ракет, несет серьезные политические обязательства, - говорится в заявлении Смоленской площади. - В частности, проявлять особую сдержанность при рассмотрении вопроса о передаче технологии создания ракет, способных нести полезную нагрузку более 500 кг на расстояние более 300 км».

При этом, отмечают в МИДе, "согласно Руководящим принципам РКРТ, наиболее вероятным итогом рассмотрения должен быть отказ в таких передачах". Кроме того, участники ГКП обязуются не способствовать, не поддерживать и не помогать другим странам в развитии программ создания баллистических ракет, способных нести оружие массового уничтожения, напомнили в российском внешнеполитическом ведомстве.

Другой важный завод находится в Запорожье, где находится монопольный поставщик авиационных двигателей для российских вертолетов – завод «Мотор Сич». Такая ситуация сложилась из-за того, что еще со времен СССР все двигатели, созданные двигателестроительным конструкторским бюро им. Климова, размещались в производство в Запорожье. Кроме того, украинцам удалось удержать «Мотор Сич» на плаву в тяжелые годы распада, и предприятие, впоследствии, стало одним из ведущих в отрасли по всему СНГ.

Другой город Украины – Харьков важен потому, что здесь на заводе производятся элементы системы наведения других МБР – SS-25 «Тополь» и SS-19.

По просьбе ИА «Медиафакс» последствия возможного разрыва военно-технического сотрудничества Украины с Россией комментирует директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов:

- Конечно, пострадают обе стороны: и российская, и украинская. В частности, пострадает военно-транспортная авиация и самолеты «Руслан» и «Антонов». Впрочем в этой сфере у России есть альтернатива. Например, «Ильюшин» может выполнить такую миссию. Минобороны РФ подписало контракт на поставку 39 самолетов Ил-476. В то же время Россия пока сильно зависит от продукции «Мотор Сич». Достаточно сказать, что вся вертолетная техника России, которая сегодня используется, работает на двигателях «Мотор Сич». Одних только ударных боевых вертолетов по программе вооружений Россия намерена построить 1000 единиц до 2020 года. Недавно был построен завод компании «Климов» в Ленинградской области «Петербургские моторы». Однако мощности этого завода могут давать лишь половину продукции, которая нужна России. Россия также зависит от поставок газотурбинных установок, которые производятся на предприятиях николаевской компании «Зоря-Машпроект». Речь идет о двигателях для надводных кораблей. Что касается межконтинентальных баллистических ракет (МБР) тяжелого класса Р-36М2 «Воевода», то по совокупности тактико-технических параметров это до сих пор самая мощная МБР в мире. Последняя такая ракета была произведена в днепропетровском КБ «Южное» в 1990 году. Сегодня на боевом дежурстве имеется около 50 таких ракет. Если «Южмаш» прекратит сотрудничество с российской стороной, то России придется демонтировать оставшиеся 50 единиц «Воеводы» в течение ближайших 3-5 лет. На смену им придет российская PC-24 «Ярс». Это твердотопливная ракета с разделяющейся головной частью с тремя боеголовками. К тому же речь идет о маневрирующих ядерных зарядах. Я убежден: в случае замораживания сотрудничества военных заводов Украины с Россией убытки украинской стороны будут исчисляться многими миллиардами долларов. Вряд ли руководство Украины обрадует такая перспектива.

 

Андрей Раевский, политический обозреватель

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=21264
05 Июнь 2014, 10:57

Версия для печати


Последние новости по этой теме: