«Южный Поток»: почему Еврокомиссия заморозила этот проект?


«Южный Поток»: почему Еврокомиссия заморозила этот проект?

Российский эксперт Константин Симонов в интервью ИА «Медиафакс» объясняет, чем может обернуться для Европы срыв проекта

В минувшее воскресенье из Софии пришла важная для Брюсселя новость: после долгого сопротивления правительство Болгарии, образно говоря, выбросило белый флаг. Премьер-министр страны Пламен Орешарски выполнил требование Еврокомиссии и подписал распоряжение о приостановке работы по проекту «Южный поток». «В настоящее время поступил запрос со стороны Еврокомиссии, после чего мы приостановили текущую работу, я об этом распорядился». Он уточнил, что работа над проектом может быть возобновлена, но лишь после дополнительных консультаций с Брюсселем.

Уступчивость Софии можно понять: в случае «бунта на корабле» Болгарию могли попросту исключить из Евросоюза, да еще ввести в отношении нее санкции. «Мы только что запустили процедуру о нарушении (законодательства ЕС) в отношении Болгарии, - предупредил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. - Последуют процедуры о нарушении в отношении других стран, если не будут устранены некоторые препятствия для нашего общего рынка». По его словам, Брюссель также обвиняет Болгарию в нарушении европейских правил проведения тендеров на строительство инфраструктурных проектов и предоставлении привилегированных возможностей российским и болгарским компаниям».

Помимо напряжения между Софией и Брюсселем, возникло также осложнение в отношениях Болгарии и Румынии. Официальный представитель правительства Румынии по стратегическим вопросам Мирча Джеоанэ раскритиковал позицию Софии. «Эта страна делает вид, что не замечает аннексии Крыма и энергетического шантажа России, - заявил он. - В этой связи, я приветствую позицию Еврокомиссии, которая прямо спросила с Болгарии, почему она продолжает строить «Южный поток».

Эксперты сомневаются, что проект вообще будет реализован. В настоящее время строительство еще не начиналось, а проводятся лишь инженерно-проектировочные работы. Почему же Еврокомиссия противодействует строительству «Южного потока»? Ответ лежит на поверхности. После обострения отношений Брюсселя с Россией, вызванного событиями в Крыму и на юго-востоке Украины, в западных столицах взяли курс на постепенный отказ от импорта российского газа. Евросоюз обвинил Газпром в том, что он использует поставки газа в Европу в качестве политического оружия. А раз Европа в перспективе намерена полностью отказаться от российского газа, то ей уже не нужен ни «Северный поток», ни «Южный поток».

Напомню, что «Южный поток» - это масштабный газопровод проектной мощностью до 63 млрд кубометров газа в год. В проекте, как ожидалось, должны были участвовать компания South Stream Transport B.V – совместное предприятие «Газпрома» (50% доли), итальянской ENI (20%), немецкой Wintershall и французской EDF (по 15%). До драматических событий на Украине руководство Евросоюза склонно было согласиться с доводами Москвы: «Южный поток» нужен, чтобы исключить для стран Евросоюза риски «несанкционированного отбора» газа со стороны Украины, через которую сейчас поставляется почти половина газа в Европу. Стоимость строительства «Южного потока» составит 22,3 млрд долларов, он пройдет по дну Черного моря через Болгарию, Сербию, Венгрию и Словению на северо-восток Италии.

Но теперь этот масштабный проект заморожен: «Еврокомиссия предлагает в рамках своей стратегии энергетической безопасности приостановить проект «Южный поток», пока он не будет полностью отвечать законодательству ЕС, - заявила официальный представитель Еврокомиссии Сабина Бергер. -Этот проект должен быть пересмотрен в свете энергетической безопасности ЕС. Мы не блокируем "Южный поток", но хотим, чтобы он соответствовал законодательству ЕС».

Как известно, Евросоюз требует от России, чтобы она выполнила требование «Третьего энергопакета» Евросоюза, согласно которому имеются ограничения для вертикально интегрированных компаний на право владения и управления энерготранспортными сетями. Таким образом Еврокомиссия пытается разделить бизнес по продаже и транспортировке газа. По мнению Брюсселя, это повысит конкуренцию, позволит выйти на рынок новым игрокам и снизит цены на энергию. Но с этой позицией категорически не согласна России, у которой «Газпром» является и поставщиком, и отчасти владельцем межгосударственных газотранспортных систем.

В мае постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов заявил, что попытки ЕС применить к «Южному потоку» нормы «Третьего энергопакета» юридически несостоятельны. «Межправительственные соглашения с шестью странами ЕС, по территории которых пройдет «Южный поток», были подписаны до вступления в силу «третьего энергопакета». По основополагающему принципу международного права закон не может иметь обратной силы, попытки применения его норм к «Южному потоку» юридически несостоятельны», - пояснил Владимир Чижов. По его словам, «у Еврокомиссии недостаточно полномочий, чтобы затормозить строительство «Южного потока». Презумпцию невиновности участников тендера в Болгарии никто не отменял. Я не знаю всех деталей тендера и того, с какими предложениями выступал российско-болгарский консорциум, но

я уверен, что там с юридической точки зрения все было выверено. Слишком серьезный проект», - подчеркнул российский постпред.

Эксперты полагают, что позиция Еврокомиссии относительно «Южного потока» связана с недавней инициативой Украины о том, чтобы газотранспортной системой «Нафтагаза» управляли Европа и США. О том, что Украина готова модернизировать и управлять газотранспортной системой вместе с США и Евросоюзом, и.о. премьер-министра Украины Арсений Яценюк заявил еще в апреле в ходе переговоров с вице-президентом США Джо Байденом. «Лучшим ответом на энергетическую зависимость Украины от России будет присутствие здесь европейских и американских инвесторов», - заявил Яценюк.

Болгария, хотя и уступила давлению Брюсселя, тем не менее, считает, что ««Южный поток» не должен стать заложником российско-украинских отношений». Министр энергетики Болгарии Драгомир Стойнев заявил: «Надо предотвратить использование «Южного потока» как заложника будущих отношений и конфликта между Украиной и Россией». В Москве впрочем делают вид, что всё идет по плану. Заместитель председателя правления Газпрома Александр Медведев заявил на днях: «Никаких препятствий для строительства «Южного потока» нет, строительство идет по графику и первый газ поступит в Европу уже в декабре будущего года».

В конце апреля Россия направила иск в ВТО о начале процедуры судебного разбирательства с связи с применением ЕС мер «третьего энергопакета». Между тем эксперты полагают, что претензии к России и тем более противодействие строительству «Южного потока» могут угрожать целостности Евросоюза.

Однако в «Южном потоке» задействованы не только страны ЕС, но и Сербия, которая не входит в Евросоюз и поэтому у этой страны есть пространство для маневра. «Сербия не собирается откладывать начало строительства своего участка газопровода «Южный поток», которое запланировано на июль», - твердо заявил министр энергетики страны Александр Антич. Впрочем он признал, что позиция его страны по данному вопросу «не является решающей», однако выразил надежду на то, что Еврокомиссии удастся найти решение сложившейся проблемы.

По его словам, реализация данного проекта отвечает интересам европейской энергетической безопасности. Ранее о том, что Сербии нужен еще один газопровод, заявила вице-премьер страны Зорана Михайлович. По ее словам, проект «Южный поток» столкнулся с ожидаемым противодействием со стороны Еврокомиссии в контексте ситуации на Украине, и в этой связи Сербии требуется предусмотреть альтернативный источник получения газа.

По просьбе ИА «Медиафакс» возможные последствия срыва строительства «Южного потока» комментирует известный энергетический эксперт, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

- Позиция Украины понятна: она боится потерять транзитный бизнес, благодаря которому ее бюджет ежегодно получает около 5 млрд. долларов. В Киеве понимают, что если будет построен "Южный поток" роль Украины как транзитной страны завершится. Поэтому Киев предлагает Брюсселю: сделайте так, чтобы «Южного потока» не было. Но в этом случае у Европы возникнет головная боль, потому что если зимой из-за нежелания Киева платить за газ Россия перекроет вентиль, то пострадают не только украинцы, но и европейцы. В Брюсселе должны понять, что Украина не является надежным партнером в качестве транзитной страны. Сегодня два имеется два риска для бесперебойного транзита. Первый риск – это угроза политической нестабильности на Украине, а второй риск – это угроза экономического коллапса на Украине. Если оценить объем тех долгов, который Киев должен выплатить, то угроза дефолта становится реальной.

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=21285
09 Июнь 2014, 01:16

Версия для печати


Последние новости по этой теме: