К итогам саммита ШОС: может ли эта организация усилить влияние России в мире?


К итогам саммита ШОС: может ли эта организация усилить влияние России в мире?

По просьбе обозревателя ИА «Медиафакс» итоги саммита Шанхайской Организации Сотрудничества в Душанбе комментируют ведущие российские эксперты

Итак, саммит с участием лидеров Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), состоявшийся в Душанбе, завершился в минувшую пятницу подписанием Душанбинской декларации и пакета соглашений, в числе по укреплению безопасности стран и урегулированию украинского кризиса. Примечательно, что нынешний саммит проходил в разгар «холодной войны», которую против воды ведут, с одной стороны, Украина, а с другой – США и Евросоюз. И с этой точки зрения саммит можно назвать успехом Владимира Путина: его партнеры по ШОС хотя открыто не поддержали политику Кремля на Донбассе, тем не менее не решились подвергнуть критике действия Москвы на украинском направлении.

В итоговой декларации лидеры ШОС (в эту организацию входят Россия, Китай, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан) заявили, что они выступают «за скорейшее восстановление мира на Украине и продолжение переговорного процесса в целях полного урегулирования кризиса в этой стране». «Главы государств приветствуют подписанный 5 сентября 2014 года протокол по итогам консультаций трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию мирного плана президента Украины и инициатив президента России», - отмечается в документе.

Также страны ШОС выступили против планов США по одностороннему наращиванию систем ПРО. «Одностороннее и неограниченное наращивание отдельными государствами или группами государств систем противоракетной обороны нанесет ущерб международной безопасности и стратегической стабильности», - говорится в декларации организации. На саммите была достигнута договоренность о принятии в ШОС новых членов. Как известно, с 2005 года в «предбаннике» организации в качестве наблюдателей находятся Пакистан, Индия и Иран. С Исламабадом и Дели вопрос решен: они вскоре вступят в организацию. А для Тегерана пока остается знак вопроса: если Иран договорится с Западом о снятии международных санкций, то эта страна также вступит в ШОС.

На саммит ШОС – правда, в качестве почетного гостя – прибыл редкий гость на «встречах в верхах» на пространстве СНГ. Это – президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов. Впрочем прибыл он не столько для участия в саммите, сколько для того, чтобы немного расстроить энергетические планы Владимира Путина. Дело в том, что на следующий день после саммита в Душанбе – 14 сентября состоялась официальная церемония начала строительства газопровода, в которой приняли участие лидеры Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Киргизии, а также председатель КНР. Маршрут будущего газопровода, который финансирует Пекин, таков: природный газ пройдет из Туркмении в Китай через территорию Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Этот геополитический проект вызывает явное раздражение Кремля, так как туркменский газ в Поднебесную приведет с снижению экспорта в Китай продукции Газпрома.

В кулуарах саммита ШОС многих аналитиков волновал такой вопрос: может ли ШОС превратиться в противовес НАТО. Посол МИД Казахстана по особым поручениям МИД Шахрат Нурышев отверг такое предположение. «ШОС не является военным объединением или блоком, - подчеркнул он. - Эта организация не пыталась и не пытается возложить на себя функции некоего противовеса НАТО. В рамках ШОС на ежегодной основе проводятся Совещания министров обороны, начальников генеральных штабов и совместные учения вооруженных сил. Но при этом военная составляющая является лишь одной маленькой частью взаимодействия в сфере безопасности. Основными целями ШОС являются обеспечение региональной безопасности, противодействие вызовам и угрозам безопасности государств-членов, развитие экономического сотрудничества и культурно-гуманитарных связей».

По просьбе обозревателя ИА «Медиафакс» итоги саммита ШОС в Душанбе прокомментировали ведущие российские эксперты.

Алексей Панин, заместитель директора Центра политической информации:

- ШОС не принял каких-то ключевых решений. Сегодня ШОС, скорее всего, это консультационная организация, и ее формат не предусматривает каких-либо радикальных шагов. Можно даже сказать, что ШОС – это площадка, которая больше выгодна не России, а Китаю, так как позволяет расширить влияние Пекина в регионе. В то же время развитие сотрудничества в рамках ШОС направлено на укоренение многополярности в мире. России выгодно, чтобы как можно больше государств ослабили свою зависимость от США и Евросоюза. Достойна внимания «стратегия развития организации до 2025 года», но там обозначены лишь общие положения.

Аждар Куртов, главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» РИСИ:

- ШОС выгоден прежде всего Китаю как переговорная площадка по вопросам безопасности и пограничного разграничения. Пекин добился того, чтобы страны-участницы ШОС обязались не поддерживать сепаратистов Синьцзян-Уйгурского автономного района, признавая только единый Китай (без какого-либо особого статуса Гонконга и Тайваня). Что касается расширения ШОС, то еще недавно ни Россия, ни Китай не были заинтересованы в увеличении числа стран-участниц организации. Особенно это касалось Ирана, где президентом был Махмуд Ахмадинежад, который порой выступал с резкими заявлениями, что вызывало настороженность Москвы и Пекина. Сейчас, когда в Иране – новый президент, шансы этой страны на вступлении в ШОС повысились, тем более, что международные санкции со страны частично сняты.

Решение принять в ряды ШОС Индию и Пакистан связано с попытками США, пренебрегая механизмами международного права, свергать неугодные Вашингтону режимы. Вот почему в Москве и Пекине стремятся в условиях угрозы осложнения международной обстановки превратить ШОС в политически мощную организацию, способную противостоять диктату США и НАТО. В то же время я не разделяю предположений о том, что ШОС со временем превратится в военный союз по типу НАТО. В нормативных документах организации не указано, что ШОС даже в будущем может стать каким-либо военным союзом. Против такой трансформации выступает прежде всего Китай, который не собирается брать на себя обязательств вступать в войну за какого-либо союзника. Надо признать, что сегодня ни Москва, ни Пекин не могут бросить США вызов на океанских просторах, и Пекин опасается, что в случае отношений с Вашингтоном американцы могут перерезать морские коммуникации. Другой важный момент состоит в том, что Китай усиливает свое влияние на пространстве Центральной Азии. Участвуя в реализации совместных с Центральной Азией транспортных и энергетических проектов, Пекин получает дополнительные источники сырья для развития своих северо-западных регионов. Тем самым Китай постепенно переориентирует государства ШОС с Москвы на Пекин.

Автор - Айдын Мехтиев, политический обозреватель

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=22106
14 Сентябрь 2014, 22:23

Версия для печати


Последние новости по этой теме: