Игорь Николаев: «Благодаря сланцевой нефти США стали мировым лидером по добыче «черного золота»


Игорь Николаев: «Благодаря сланцевой нефти США стали мировым лидером по добыче «черного золота»

Директор Института стратегического анализа ФБК в интервью ИА «Медиафакс» о дальнейшем снижении мировых цен на нефть

НАША СПРАВКА: Игорь Николаев - директор Института стратегического анализа ФБК. Родился 18 июня 1962 года. В 1984 году с отличием окончил экономический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В 1990-2000 годах на государственной службе: Госкомитет РСФСР по делам науки и высшей школы, Министерство науки России, Аппарат Правительства РФ, МПС России. В 2000 году пришел на работу в ФБК. Компания занимается подготовкой аналитических материалов по актуальным вопросам макроэкономики и экономической политики, среди них - «Сколько стоит Россия» (2004 г.), программа социально-экономического развития России «Второе дыхание» (2007 г.). Доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики.

Вопрос: Как Вы оцениваете недавнее заявление Минэнерго США о том, что цена нефти на мировом рынке может упасть до 50 долларов за баррель?

- Есть вероятность того, что цена на нефть может снизиться до 50 долларов. Пока нефть остановилась на отметке в 70 долларов, но потенциал для дальнейшего падения цены не исчерпан. Почему? Потому что есть очень серьезные факторы, которые предопределяют устойчивую тенденцию к снижению мировых цен на нефть. США стали фактически лидером по добыче нефти, более того: со следующего года они превращаются в страну-экспортера нефти, что тоже очень важно. Снижению цен на нефть способствует и то, что в целом мировая экономика восстанавливается неуверенно. В частности, в Китае замедлились темпы экономического роста. И, наконец, к дальнейшему снижению цены на нефть приведет и недавнее решение стран ОПЕК будут не снижать квоты на добычу.

Вопрос: А насколько сильно ОПЕК влияет на цены на нефть?

- В последнее время ситуация серьезнейшим образом изменилась. Если раньше страны ОПЕК за счет снижения квот могли воздействовать на мировые цены, то сейчас механизм будет другой: если снижается квота, то место тут же будет занято теми же Соединенными Штатами Америки. Именно поэтому кстати та же Саудовская Аравия готова снижать контрактные цены на нефть, пересматривая свои контракты, что она сейчас и делает. В США есть месторождения, где себестоимость от 40 до 60 долларов за баррель. Это значит, что 50 долларов – чуть выше – это реальная, будущая мировая цена на нефть.

Вопрос: Насколько долго цена на нефть может оставаться на низком уровне, и насколько важен фактор сланцевой нефти?

- В том то и дело, что если оценивать объективно – а надо оценивать объективно – нам хочется, чтобы цены были высокими. И кому-то кажется, что нынешнее снижение цен – это всего лишь манипуляции спекулянтов. Мол, нефть падает временно, но вскоре она отскочит обратно наверх. Если это, действительно, так, то тогда надо опровергать те объективные факты, о которых я только что упомянул. И следует признать, что Россия и Европа, мягко говоря, недооценили сланцевые перспективы США. Долгие годы говорили, что это – сланцевый пузырь и так далее и тому подобное. На самом деле на этот вопрос следовало обратить внимание еще в 2002 году, когда один из пионеров, и разработчиков-бизнесменов, который этим занимался – Джордж Митчелл – продал свою компанию, которая занималась сланцевыми разработками нефти и газа за 3 с половиной миллиарда долларов. А раз за такую цену тогда продали, значит - там все всерьез поверили в перспективу сланцевой нефти. Все эти годы в США серьезным образом совершенствовались технологии, ну и вот результат: США настолько нарастили добычу, что готовы стать уже и экспортером нефти. Это означает, что произошел перелом в ценовой конъюнктуре на мировом нефтяном рынке. Быстро цены никуда не отскочат, то есть цикл низких – относительно низких – мировых цен на нефть фактически уже наступает, если не сказать, что наступил.

Вопрос: Насколько связано падение курса рубля со снижением цен на нефть?

- Эти два фактора очень тесно связаны. Сейчас политика Федеральной Резервной системы (ФРС) США направлена на укрепление доллара. ФРС свернула программу количественного смягчения. То есть попросту говоря - денежной накачки экономики США, что автоматически повышает курс доллара и соответственно удешевляет нефть и российский рубль. Так как нефть у нас продается за доллары, то соответственно чем дороже доллар, то тем ниже цена на нефть. Эти вещи очень тесным образом взаимосвязаны. Рост курса доллара – это тенденция не только последних месяцев, но и всего 2015 года как минимум.

Вопрос: А какова будет ситуация в экономике России, если цена на нефть в мире упадет до 50 долларов?

- По итогам 2014 года доля нефтегазового сектора в доходах бюджета России составляет около 52 процентов. Это рекордная доля. Мы долгие годы говорили о том, что надо слезать с нефтяной иглы. Однако реальных шагов по снижение зависимости от нефти не сделали. И поэтому сегодня бюджет России очень сильно зависит от нефтегазовых доходов. Падение нефти и связанное с эти снижение курса рубля на 30-40 процентов – это дальнейшее ослабление экономики, это ускорение инфляции. Недавно на высоком уровне было заявлено: что, мол, падение курса рубля до отметки 50-52 рубля за доллар даже выгодно, так как бюджет у нас формируется в рублях, а не в долларах. И поэтому, мол, снижение цен на нефть нас не пугает. На самом деле ситуация намного сложнее. Дело в том, что обвал курса рубля опасен тем, что приведет к гиперинфляции. Это означает резкое снижение покупательной способности россиян, это означает меньшую индексацию зарплат бюджетникам, В общем, падение цен на нефть резко осложнит ситуацию в экономике России.

Вопрос: Как Вы оцениваете заявление главы Минфина РФ Силуанова о том, что при цене в 50-60 долларов за баррель в будущем году в экономике России может наступить рецессия?

- Я думаю, что рецессия наступит гораздо раньше. Фактически уже в 4-м квартале. ВВП в годовом измерении покажет минус уже в 4-м квартале этого года. Цена на нефть еще до 50 не дошла. И вообще если посмотреть на динамику роста российской экономики за последние годы, то она неуклонно снижалась – от 4,6% в 2010 году – настолько тогда ВВП вырос - до 0,7% - практически до нуля – по итогам 9 месяцев этого года. А ведь эти показатели снизились в период, когда цена на нефть была в районе 100 долларов. То есть нас уже и высокие цены на нефть не спасали, а экономика фактически до нуля замедлилась. Понятное дело – если цены на нефть упадут до критического уровня, то экономика России будет в рецессии. Это вероятность очень большая.

Вопрос: А может ли Россия реально влиять на мировые цены на нефть?

- России трудно влиять на мировой рынок нефти по той же причине, что ОПЕК не может влиять. Когда звучат заявления о том, что Россия снизит добычу, то это означает, что Россия меньше будет поставлять нефти на внешний рынок. И что в итоге? Ее место может занять другая страна. То есть появится страна, готовая заместить недопоставленную нефть. Так что путем снижения добычи Россия никак не сможет повлиять на мировые цены. Снижение квот, снижение добычи может стать эффективным рычагом лишь при одном условии – если это снижение происходит в мировом масштабе. А когда один снижает, а другой готов наращивать, то цена от этого не меняется. Россия пыталась убедить ОПЕК в необходимости снижения квоты. Но поведение Саудовской Аравии показало, что саудиты не готовы снижать добычу. Напротив, они стремятся к снижению цен на нефть, чтобы удержать те рынки, на которых они есть.

Вопрос: Можно ли полагать, что резкое снижение цен на нефть – это результат закулисной договоренности США и Саудовской Аравии?

- О том, что происходит за кулисами, можно только догадываться. Геополитика в вопросе цен на нефть, безусловно, есть. И неважно - договаривались они с США или не договаривались - но у Саудовской Аравии есть сейчас серьезные основания не снижать добычу нефти. И они готовы принять более низкие цены на нефть, именно потому, что они хотят удержать свои рынки. Свою долю на рынке. Это очень серьезный аргумент. Тут не надо выдумывать какие-то конспирологические теории и говорить, что они договариваются там с кем-то против России. Вряд ли стоит сомневаться в том, что США будут и далее наращивать добычу нефти, и будут экспортировать ее. При этом себестоимость у них на отдельных скважинах – от 40 до 60 долларов за баррель, это очень приличный уровень. Более того, США продолжают наращивать свои технологии. А что здесь можно противопоставить? У ОПЕК не сланцевая нефть, поэтому они противопоставить ничего не могут.

Вопрос: А почему же некоторые эксперты в Москве говорили о том, что себестоимость сланцевой нефти будет не дешевле 80 долларов за баррель?

- Выдавать желаемое за действительное можно. Но если внимательно разбираться в том, что происходило в последние десятилетия в США, то нужно было понять, что цель США - обеспечение энергетической самодостаточности. Чтобы страна не импортировала энергоресурсы, а, напротив, чтобы она добывала и экспортировала. В США множество компаний, которые добывают нефть, что предопределило успех, потому что конкуренция очень жесткая. Когда есть такой глобальный игрок, и у него такая низкая себестоимость добычи, тут ничего не поделаешь. Надо примириться с тем, что долгосрочный тренд изменился. Цены будут невысокими в течение долгого времени. Нас ждут тяжелые времена. Мы «проспали» эту сланцевую революцию, но и не только мы, хотя это мало утешает.

- Спасибо на интервью.

Беседу вел политический обозреватель Айдын Мехтиев

 

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=22658
06 Декабрь 2014, 21:52

Версия для печати


Последние новости по этой теме: