Почему авиабилеты в Германии дешевле, чем в Азербайджане?


Почему авиабилеты в Германии дешевле, чем в Азербайджане?

Эксперты считают, что в высоких ценах на авиабилеты виноват монополизм компании «Азал»

Компания «Azerbaijan Airlines» - AZAL (Национальная авиакомпания Азербайджана) является бессменным монополистом по перевозкам пассажиров в Азербайджане. Эта компания, созданная в 1992 году, имеет в своей собственности большой парк самых современных самолетов, в том числе Airbus A319 и Boeing 757-200. Техническое состояние самолетов не может не радовать: если сравнивать с воздушными лайнерами ряда российских авиакомпаний, то самолеты «Азала» зачастую и чище, и новее. И кормят на борту «Азала» лучше. Но есть одно «но», которое может перечеркнуть все вышеуказанные плюсы. Это – цены. По мнению авиаэкспертов, эти цены завышены. Эти цены нередко выше, чем тарифы ведущих европейских авиакомпаний. В чем же причина такой дороговизны? Ответ лежит на поверхности: у «Азаал» сегодня монопольное положение в Азербайджане в сфере авиаперевозок. А на опыте «Аэрофлота» времен СССР мы хорошо помним: раз ты монополист, то можешь диктовать любые условия своим пассажирам.

Не будем голословными: покупатели, придя в Баку в кассы национальной авиакомпании Азербайджана, вдруг с удивлением узнают, что билеты в зарубежные города, здесь стоят дороже, чем в других авиакомпаниях, летающих по тем же маршрутам. Почему-то гражданин Азербайджана платит за перелет из Баку в столицы ведущих стран мира больше, чем платит житель Германии за билет из Берлина в Лиссабон или Амстердам. И это при том, что средняя зарплата в Азербайджане примерно в 6 раз меньше, чем в Германии, а пенсия аж в 8 раз ниже, чем на родине Шиллера и Бетховена.

В частности, из Баку в Стамбул и Дубай выгоднее летать на самолетах компаний Turk Hava Yolları и Fly Dubay. Граждане вспоминают, как в советское время студенты, приобретая билеты на авиарейсы, получали ценовые скидки. Сейчас авиакомпания Azal льготные билеты не предлагает, исключая пользователей программы Azal Miles. Руководитель пресс-службы компании Azərbaycan Hava Yolları Магеррам Сафарли не считает, что его компания продает билеты дороже, чем другие авиакомпании на аналогичных рейсах. «Раньше цену билетов на самолеты Azal определял Тарифный Совет. Потом этот порядок ценообразования был отменен, но за последний год стоимость полетов на лайнерах нашей авиакомпании не выросла. Напротив, если в других странах применяются летние, то есть завышенные тарифы, то в Azаl стоимость билетов в зависимости от сезона не меняется. Более того, приобретая билеты загодя, вы можете купить их по более низкой цене», - считает Сафарли.

Сафарли не отрицает, что в некоторых случаях цена билетов на азербайджанские самолеты дороже, чем на те же направления в других авиакомпаниях. «Но если на рейсах Azаl пассажиры получают полноценное питание, то в Air Baltic выдают только сухой паек», - отметил он. Сафарли также объяснил разницу в ценах очевидным различием в длительности полета из Баку до городов Европы, в сравнении с полетами в те же города из западных стран СНГ. Если полет из Киева в Вильнюс стоит 341 манат (компания Air Baltic), то стоимость пролета из Баку в Ригу обойдется одному пассажиру в 480 манат (Azаl). Летчик пассажирского самолета, глава общественной организации «Помощь в образовании водителей» Фазил Мамедов признал, что авиакомпания заинтересована продавать билеты по высокой цене, так как это коммерческая бизнес-организация, работающая для получения прибыли.

«Это политика компании. Когда Россия закрыла авиарейсы в Грузию, тут же подорожали билеты из Баку в Тбилиси, так как в Azаl учли, что возрастет поток грузинских пассажиров, отправляющихся в Баку, чтобы оттуда добраться до России. И потом, если раньше плата за полет была километровой, то есть в зависимости от расстояния, то теперь цена складывается из политики компании. Если люди покупают дорогие билеты, значит, они будут продаваться по такой цене. При наличии паритетных полетов, то есть, когда две компании летают по одному маршруту, две конкурирующие компании договариваются о схожих ценах, чтобы не было демпинга. Очень много на конечную стоимость билета Azal влияют наценки, типа аэродромных сборов и другие, но в основном действует рыночный закон спроса-предложения», - добавил он.

Касаясь отсутствия льготных цен, Мамедов сказал, что в годы СССР за проезд (пролет) социально незащищенных слоев населения доплачивало государство. Теперь же авиакомпания Azаl не является государственной организацией, это коммерческая компания, не получающая государственной субсидии.

Кстати в сентябре 2014 года «Азал» приступил к специальной «Осенней акции», в рамках которой стоимость авиарейса Лондон- Баку-Лондон составили 399 фунтов-стерлингов, Баку-Лондон–Баку 449 евро. Билеты в Тебриз и Тегеран – 209 евро, в Рим, Милан, Париж, Прагу, Пекин – 449 евро, Тель-Авив – 379 евро, Тбилиси- Нью-Йорк-Тбилиси (пролетом через Баку) - 630 евро. Удивительно, но фактом является то, что весной этого года «Азал» признал, что у авиакомпании в текущем году убытков на 6% больше, чем в прошлом году. И это при том, что этот авиаперевозчик является монополистом по обслуживанию всех внутренних рейсов в Азербайджане. Вот почему многие эксперты призывают правительство Азербайджана срочно предпринять шаги по созданию второго авиаперевозчика, который конкурировал с «Азал». Такая конкуренция, говорят они, заставила бы «Азал» не поднимать свои тарифы, а снижать их..

По сравнению с «Азал» на международные рейсы намного низкие тарифы предлагает нидерландская компания «KLM» (Королевские Голландские Авиалинии). Это – международная авиакомпания, штаб-квартира которой находится в Нидерландах. Она была основана в октябре 1919 г. и, таким образом, является старейшей в мире авиакомпанией, работающей под своим первоначальным названием. Эта компания успешно конкурирует с национальными компания ряда стран Европы. В Азербайджане эта замечательная компания полетов не выполняет: нет разрешения правительства. Но представим на минуту, что произошло чудо: правительство Азербайджана разрешило KLM конкурировать с «Азал» и выполнять рейсы из Баку по международным маршрутам. Нетрудно догадаться, что в этом случае руководство «Азал» оказалось бы перед сложным выбором: либо снизить цены, либо отменить свои рейсы.

Авиакомпании KLM и Air France входят в SkyTeam, один из трех международных альянсов авиаперевозчиков. В 2013 г. в его составе насчитывалось десять авиакомпаний, и альянс занимал второе место в мире с точки зрения доли рынка. Основным преимуществом участия KLM в альянсе SkyTeam с точки зрения пассажиров является возможность отправиться в более чем 900 аэропортов в разных странах мира, не затрачивая значительного времени на пересадку. Кроме того, пассажиры могут накапливать призовые мили на рейсах всех авиакомпаний SkyTeam, а привилегированные участники программы для часто летающих пассажиров получают доступ в специализированные залы ожидания.

В России KLM Королевские Голландские Авиалинии пользуется ничуть не меньшей популярностью, чем на родине, в Нидерландах. Несколько раз ее признавали лучшей зарубежной авиакомпанией, работающей на российском рынке. По данным опроса, проведенного журналом Readers’ Digest, пассажиры считают KLM одной из авиакомпаний, заслуживающей наибольшего доверия. Такое отношение россиян к KLM объясняется несколькими факторами: высокая надежность, качество обслуживания, предлагаемые KLM. И самое главное, конечно,- это очень доступные цены.

Пассажиры KLM получают широчайшие возможности по накоплению призовых миль, их использованию для получения призов и повышения статуса в программе: за каждую милю, которую пассажир пролетит на борту самолета KLM, Air France и других участников альянса SkyTeam или авиакомпаний-партнеров, на счет клиента зачисляются призовые мили. Их можно обменять на бесплатные билеты и другие замечательные призы. Возникает вопрос: почему «Азал» не перенимает положительный опыт «RLM, остается только догадываться.

А теперь давайте бросим взгляд на Германию. Жители этой страны на выходные летают навестить друзей и родственников в Италию, Францию, Австрию, Испанию. Причем – обратите внимание: билет на самолет в Германии часто стоит не больше, чем поездка на такси. И все это благодаря ожесточенной конкуренции. Конкурирующие авиакомпании наперебой предлагают немцам за 29 евро слетать из Кельна в Барселону, за 39 из Гамбурга в Лондон, за 19 из Берлина в Кельн.

Андреас Шульц, главный менеджер в Германии британской авиакомпании Buzz, специализирующейся на дешевых перелетах из федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия в Англию, подтверждает, что сейчас эта фирма предлагает авиабилеты из Дюссельдорфа в Лондон за 21 евро, причем, стоимость билета включает все дополнительные сборы и налоги. Для этих тарифов лишь одно условие: по этой цене забронировать место в самолете можно лишь заранее. Это значит, что тот, кто бронирует билеты за несколько недель до рейса, имеет больше шансов улететь в Лондон дешевле. В отличие от Азербайджана, внутри в Германии имеется 35 авиаперевозчиков с двухсимвольным кодом IATA, а еще к ним можно добавить 26 перевозчиков, имеющих только трехсимвольный код ICAO.

А вот типичный диалог двух бюргеров. И это не анекдот, а реальность.

- Поедем домой на такси?

- Давай лучше сэкономим и слетаем на эти деньги в Рим!

Автор – политический обозреватель Андрей Раевский

(в комментарии использованы материалы СМИ Азербайджана, России и стран ЕС)

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=22706
13 Декабрь 2014, 15:35

Версия для печати


Последние новости по этой теме: