ГИБЕЛЬ AIRBUS-321 В ЕГИПТЕ: ТЕХНИЧЕСКАЯ НЕИСПРАВНОСТЬ ИЛИ ТЕРАКТ?


ГИБЕЛЬ AIRBUS-321 В ЕГИПТЕ: ТЕХНИЧЕСКАЯ НЕИСПРАВНОСТЬ ИЛИ ТЕРАКТ?

ТРАГЕДИЯ В НЕБЕ НАД КУРОРТОМ ЕГИПТА
В минувшее воскресенье Россия погрузилась в однодневный траур: накануне над Синайским полуостровом разбился самолет Airbus-321 авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший рейс из курортного города Шарм-эль-Шейх в Санкт-Петербург. Все находившиеся на борту 224 человека (из них 25 детей и 7 членов экипажа) погибли. Почти все они – российские туристы, возвращавшиеся на родину с отдыха.
Через 23 минуты после вылета с экипажем была потеряна радиосвязь, а сам лайнер пропал с радаров. Поисковые группы египетского правительства обнаружили обломки самолёта около города Нехель.
Речь идет о реальной человеческой трагедии: это - самая массовая гибель граждан России в авиакатастрофе за минувшие 30 лет. Кроме того, это также крупнейшая авиационная катастрофа в истории Египта и самолётов семейства Airbus A320. Можно смело сказать, что по числу жертв – это также крупнейшая авиакатастрофа в истории мировой гражданской авиации.
«СПАСИТЕ КОНКОРД»
По масштабу нынешняя трагедия сравнима с катастрофой «Конкорда» под Парижем 25 июля 2000 года. В тот день сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Aérospatiale-BAC Concorde 101 авиакомпании Air France выполнял чартерный рейс AFR 4590 по маршруту Париж—Нью-Йорк, но во время разгона по ВПП у самолёта загорелся левый двигатель. Экипаж поднял горящий самолёт в воздух, чтобы потом совершить аварийную посадку, но лайнер через 2 минуты после взлёта рухнул на здание гостиницы в Парижском муниципалитете Гонесс в 3 км юго-западнее аэропорта имени Шарля де Голля. Погибли все находившиеся на борту 109 человек (100 пассажиров и 9 членов экипажа), а также 4 человека на земле.
Это была первая и единственная катастрофа «Конкорда» за 27 лет эксплуатации. Однако эта трагедия дорого обошлась репутации производителя. После катастрофы в Париже полёты «Конкордов» были приостановлены: сертификат лётной годности «Конкордов» был отозван. 10 апреля 2003 года British Airways и Air France объявили о решении прекратить коммерческую эксплуатацию своего парка «Конкордов».
Последний полёт «Конкорда» состоялся 26 ноября 2003 года: G-BOAF вылетел лондонского аэропорта Хитроу, пролетел над Бискайским заливом, совершил проход над Бристолем и приземлился в аэропорту Филтон.
Так бесславно закончилась эпопея некогда легендарного сверхзвукового лайнера.
ВЕРСИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НЕПОЛАДОК ВЫГЛЯДИТ ЛОГИЧНОЙ
Сразу после гибели российского лайнера в Египте эксперты начали выдвигать разные версии. Одна из основных: самолет был слишком старым, и в этом главная причина отказа двигателей на 23-й минуте после взлета.
«Пилот российского самолета A-321, потерпевшего крушение на Синае, за три месяца до этого был вынужден прервать взлет лайнера из-за системной ошибки», - заявил представитель команды египетских авиатехников, которые проверяли воздушное судно в аэропорту Шарм-эш-Шейха.
Техник сообщил агентству Франс Пресс, что за три месяца до катастрофы этот A-321 уже был "близок к ЧП". Командир самолета "был вынужден отменить взлет из-за системной ошибки", когда самолет уже разгонялся по взлетно-посадочной полосе и проехал половину ее пути. В свою очередь, американский телеканал СNN ранее в воскресенье сообщил, что 16 ноября 2001 года этот Airbus A321 с бортовым номером 663 при посадке в международном аэропорту Каира повредил хвостовую часть. Воздушное судно было выпущено 18,5 лет назад, ранее эксплуатировался в нескольких странах.
Бывший сотрудник «Когалымавиа» также подтвердил, что потерпевший крушение в Египте российский авиалайнер был «битым» и «проблемным». «Этот конкретный борт был, что называется, битым, - говорит он. - То есть, его на земле некоторое время назад ударили машиной или телескопическим трапом (проще говоря "рукавом"). Конечно, после этого его чинили, и были проверки на исправность. Но судя по данным его перемещений в пространстве, в последние минуты перед катастрофой, которые я просмотрел, пилоты буквально "боролись с самолетом" - слишком резкие хаотичные движения. Могли быть неисправны или повреждены внешние элементы управления. Этот конкретный борт вообще был очень проблемный. У него было множество технических отказов раньше".
ВЕРСИЯ ТЕРАКТА ПОКА НЕ ИСКЛЮЧАЕТСЯ
В то же время некоторые ведущие эксперты России не исключают версию теракта. Тем более что запрещенная в России организация «Исламское Государство» уже взяло на себя ответственность за авиакатастрофу в Египте.
По просьбе обозревателя ИА «Медиафакс» эту версию комментируют ведущие специалисты.
Виктор Баранец, военный обозреватель «КП»:
- Вряд ли террористы могли сбить ракетой этот самолет, летевший на высоте около 10 километров. Ведь даже самый современный переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) может поразить цель лишь на высоте 6 километров. Конечно, теоретически ПЗРК мог поразить лайнер, когда тот только начал набирать высоту, то есть на высоте до 5 километров. Но я все же склоняюсь к версии, что причиной гибели лайнера стала техническая неисправность.
Петр Марченко, заслуженный пилот России, стаж работы в гражданской авиации составляет 41 год:
- На высоте 10 тысяч метров самолет стал снижаться, потерял высоту в несколько километров. И здесь возник пожар, что редко случается, когда лайнер уже в эшелоне, на большой высоте. Чаще пожар случается на стадии взлета.
А что касается версии теракта, то я ее не исключаю. Но явно самолет упал не из-за запуска ракеты. Судя по характеру разрушения самолета, он разломился пополам. А если бы лайнер был бы сбит ракетой, то он уже в воздухе он разломился бы на мелкие части.
Так что более вероятен вариант, при котором взрывное устройство могло быть внутри самолета. Экипаж перед вылетом осматривает самолет снаружи, просто на внешние повреждения. И всё. Затем идет подготовка к полету в кабине. Так что потенциальный террорист может на стадии предполетного технического обслуживания взрывчатку положить в двигатель. И тогда взрывной заряд может сработать на определенной высоте. В Шарм-эль-Шейхе – я там бывал не раз – конечно, уровень безопасности подготовки самолетов на порядок ниже, допустим, чем в Израиле.

Беседу вел политический обозреватель Андрей Раевский

 

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=24473
02 Ноябрь 2015, 11:28

Версия для печати


Последние новости по этой теме: