БАРАК ОБАМА ПРИГЛАСИЛ ИЛЬХАМА АЛИЕВА ПОСЕТИТЬ США. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТОТ ЖЕСТ БЕЛОГО ДОМА?


БАРАК ОБАМА ПРИГЛАСИЛ ИЛЬХАМА АЛИЕВА ПОСЕТИТЬ США. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТОТ ЖЕСТ БЕЛОГО ДОМА?

«Президент США Барак Обама пригласил Ильхам Алиева в США на саммит по ядерной безопасности, который состоится 31марта-1 апреля 2016 года». Это, на первый взгляд, ничем не примечательное сообщение информационных агентств прозвучало в Азербайджане как гром среди ясного неба. Причем не в плохом смысле этого выражения.
Дело в том, что весь 2015 год прошел под знаком похолодания отношений руководства Азербайджана с Евросоюзом и США. Причина, как утверждали в Брюсселе и Вашингтоне, в преследовании правозащитников и оппозиционных лидеров в Азербайджане. Одним словом, набившая оскомину тема «нарушения прав человека».
О ПОПЫТКЕ ЛОББИСТОВ В КОНГРЕССЕ США ПРИНЯТЬ САНКЦИИ ПРОТИВ БАКУ
Дело дошло до того, что группа армянских лоббистов в Конгрессе США предложила принять санкции в отношении Азербайджана. Впрочем речь идет не о секторальных санкциях против азербайджанской экономики, какие были одобрены в отношении России из-за крымского вопроса. Здесь речь идет лишь об ограниченном списке высокопоставленных чиновников Азербайджана, которым предлагается не выдавать визы США и тем самым запретить их въезд на территорию заокеанской сверхдержавы.
Итак, в конце 2015 года председатель Хельсинской комиссии Кристофер Смит (конгрессмен от Республиканской партии, Нью-Джерси) представил на рассмотрение комитетов и комиссий Конгресса США законопроект HR 4264 под названием "Акт по демократии в Азербайджане". Этот документ предлагает «отказывать в выдаче виз высокопоставленным членам азербайджанского правительства». В числе мер, которые предлагается принять обитателям Капитолийского холма, конфискация имущества и замораживание банковских счетов указанных чиновников.
Сам факт внесения в Конгресс такого законопроекта означает, что впервые, пожалуй, за минувшие четверть века, прошедшие с момента распада СССР, Вашингтон – во всяком случае законодатели – перестал рассматривать Азербайджан как противовес попыткам Москвы вернуть все пространство СССР в орбиту своего влияния.
ПОВОРОТ В ПОЛИТИКЕ США НА 90 ГРАДУСОВ
Если ранее, как в течение 10 лет правления Гейдара Алиева, как и в первые 10 лет правления Ильхама Алиева, США рассматривали Азербайджан как важнейший плацдарм для реализации энергетических проектов, направленных на экспорт нефти и газа Центральной Азии и Азербайджана на мировой рынок в обход территории России.
Сначала обсуждался проект «Набукко», затем проект Трансадриатического трубопровода (ТАП). В 2015 году в Баку побывали делегации, возглавляемые заместителем помощника государственного секретаря США по вопросам Европы и Евразии Бриджет Бринк и секретарем Военно-морских сил США Реем Мейбасом. Цель визита – обсуждение путей реализации указанных нефтегазовых проектов.
И вдруг – резкий поворот – по крайне мере – не на 180, но хотя бы на 90 градусов. Еще в преддверии проведения в Баку Европейских игр в США развернулась кампания критики президента Ильхама Алиева, которого обвиняли в репрессиях против оппозиции и арестах правозащитников. Баку не сдержался и устами чиновников администрации Президента страны в резкой форме выступил с ответной критикой ситуации с правами человека в США. Таким образом, отношения Вашингтона и Баку начали напоминать отношения США с Белоруссией в первые 15 лет правления Александра Лукашенко.
Как известно, «батьке» удалось реабилитировать свой образ в глазах американцев лишь на фоне боевых действий на Донбассе и важной миротворческой роли Минска, в момент которой Лукашенко подчеркнуто дистанцировался от Москвы и выразил свои личные симпатии президенту Украины Петру Порошенко. Эти сигналы со стороны президента Белоруссии были замечены в США, и планка отношений двух стран была поднята на более высокий уровень.
У Ильхама Алиева, напротив, в период военного кризиса на Донбассе, акцент во внешней политике изменился в направлении сближения с Россией. По сути Запад проводил политику изоляции Москвы из-за кризиса на Донбассе, а Азербайджан, напротив, пошел на сближение с Москвой по ряду направлений. Такая политика официального Баку вызвала явное недовольство Вашингтона, которое до поры до времени явно не демонстрировалось.
«ЯДЕРНАЯ СДЕЛКА» ЗАПАДА С ИРАНОМ ПРИВЕЛА К ОСЛАБЛЕНИЮ РОЛИ АЗЕРБАЙДЖАНА В РЕГИОНЕ
Но тут произошло событие, которое резко уменьшило уникальную роль Азербайджана в планах США по реализации нефтегазовых проектов в регионе Каспия и Центральной Азии. Многомесячные переговоры с Ираном по ядерной проблеме, наконец, увенчались успехом: Тегеран перестал быть страной-изгоем в глазах Запада, который сразу приступил к тайным переговорам с Ираном по возможности использования ее территории для транзита всех нефтегазовых ресурсов Центральной Азии для их доставки в Европу.
Реализация таких амбициозных планов в долгосрочной перспективе (до 2025 года) может привести к полному отказу Европы от импорта газа и нефти из России. Роль Ирана как транзитной страны становится незаменимой в свете неразрешимого кризиса со строительством Транскаспийского трубопровода, которое было сорвано ввиду отказа России проложить трубопровод из Туркмении в Баку по дну Каспия. Свою позицию Москва обосновывала неопределенным правовым статусом Каспия.
ФИАСКО ТРАНСКАСПИЙСКОГО ТРУБОПРОВОДА И РОЛЬ АЗЕРБАЙДЖАНА
Естественно, фиаско Транскаспийского трубопровода поставило жирный крест на роли Азербайджана как главной транзитной страны. Отныне более выгодным и беспроблемным стал казаться Западу вариант экспорта туркменского и узбекского природного газа в Европу через иранскую территорию.
Таким образом, Ильхам Алиев в одночасье лишился роли лидера страны, которая могла бы сыграть уникальную роль в лишении России одного из главных ее рычагов – «нефтегазового оружия». Эту роль отныне примеряет для себя Иран.
Таким образом, нынешняя антиазербайданская риторика на Капитолийском холме и в Еврокомиссии связана с тем, что расклад сил в регионе изменился, а сближение Ильхама Алиева с Владимиром Путиным вовсе не стало аргументом в пользу установления «стратегического партнерства» между Азербайджаном и США в сфере добычи и транспортировки углеводородов региона.
Вот почему, как по команде, Брюссель и Вашингтон начала беспрецедентную кампанию по дискредитации официального Баку, которая порой доходила до сравнения Азербайджана с диктаторскими режимами Африки.
ПОЧЕМУ СМЕНИЛИСЬ АКЦЕНТЫ В ПОЛИТИКЕ США В ОТНОШЕНИИ БАКУ
И вот неожиданно акценты в политике США сменились: Барак Обама пригласил Ильхама Алиева на саммит по ядерной безопасности, на котором президент США будет в роли «хозяина» мероприятия. Здесь, возможно, положительную роль сыграл президент Турции Реджеп Эрдоган, который в ноябре 2015 года на полях саммита «большой двадцатки» в Анталье организовал встречу Обамы и Алиева в формате «на ногах». И, видимо, Эрдоган также убедил Обаму пригласить Ильхама Алиева на ядерный саммит для обсуждения роли Турции и Азербайджана в противостоянии российским геополитическим планам. Свою лепту в укрепление атмосферы доверия в отношениях Баку и Вашингтона внес и Посол Азербайджана в США Элин Сулейманов, который в своих публичных выступлениях на различных политических площадках в США выступает в качестве лоббиста отношений «стратегического партнерства» двух стран. Он также ратует за усиление роли США в регионе Каспия и более активную посредническую роль Вашингтона в урегулировании карабахской проблемы.
По просьбе обозревателя ИА «Медиафакс» ситуацию в отношениях США и Азербайджана комментирует известный политолог, депутата Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана Расим Мусабеков:
- Я считаю, что в администрации США понимают, какую роль играет Азербайджан в Каспийском регионе и Южном Кавказе в целом ряде направлений: в борьбе с международным терроризмом, реализации энергетических проектов и других. Этим объясняется стремление Вашингтона поддерживать конструктивный диалог с руководством Азербайджана. Позитивным фактом, на мой взгляд, является отказ Конгресса США выделить финансовую помощь сепаратистам Нагорного Карабаха.
Что же касается подготовленного главой Хельсинкской комиссии США Крисом Смитом законопроекта о санкциях в отношении Азербайджана, то я оцениваю эту инициативу как контрпродуктивную, так как она противоречит национальным интересам самих США. В целом меня радует то, что здесь речь идет всего лишь об инициативе одного сенатора, хотя он и возглавляет Хельсинкскую комиссию США. В то же время, слава Богу, не Крис Смит сегодня определяет внешнюю политику США. В администрации и госдепартаменте США более ответственно и взвешенно относятся к вопросу двусторонних отношений США с Азербайджаном. Кстати я до сих пор ни разу не слышал, чтобы господин Смит что-то говорил о правах человека в самих США. Я убежден, что основная обязанность председателя Хельсинкской комиссии США - не учить другие страны, что им надо делать, а мониторить ситуацию с правами человека на собственной территории.
Автор Андрей Раевский, политический обозреватель

 

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=24613
11 Январь 2016, 21:10

Версия для печати


Последние новости по этой теме: