ИМЕЕТСЯ ЛИ ПРОЕКТ СОГЛАШЕНИЯ ПО КАРАБАХУ? МИД РФ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО – НЕТ, А АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ДЕПУТАТ УВЕРЕН В ОБРАТНОМ


ИМЕЕТСЯ ЛИ ПРОЕКТ СОГЛАШЕНИЯ ПО КАРАБАХУ? МИД РФ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО – НЕТ, А АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ДЕПУТАТ УВЕРЕН В ОБРАТНОМ

В последние дни в дипломатических кругах Баку циркулируют упорные слухи о том, что Москва обсуждает с Баку план мирного урегулирования карабахской проблемы, основанный на принципе территориальной целостности Азербайджана.
Впрочем во вторник на большой пресс-конференции в Москве, посвященной итогам российской внешней политики в 2015 году, глава МИД России Сергей Лавров разочаровал сторонников такой сенсации: «Никакого документа Лаврова» по Карабаху нет», - заявил он. При этом он уточнил: «Россия не выступала с инициативой принятия каких-то новых документов о принципах урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе.
Впрочем, уточнил министр, имеется около пяти версий мирного соглашения. «Есть целый ряд документов, их около пяти, которые сопредседатели готовили на разных этапах переговоров о карабахском урегулировании, когда шла речь о том, чтобы подготовить в качестве первого шага основные принципы урегулирования конфликта», - признал глава МИД РФ. Он пояснил, что на основе этих принципов должно было быть подготовлено мирное соглашение, которое носило бы юридический характер.
"Различные версии этого документа были сопредседателями депонированы генеральному секретарю ОБСЕ. В таком депонированном качестве они находятся в сейфах этой организации. Это единственные бумаги, которые можно назвать документами, - добавил министр. - Никаких документов, помимо тех, которые были депонированы в ОБСЕ, не существует. Все остальное - это поиск, как я уже сказал, мозговой штурм".
СОПЕРНИЧЕСТВО МЕЖДУ МИНСКОЙ ГРУППОЙ ОБСЕ И ПАСЕ
Недавнее решение Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) обсудить две резолюции по Нагорному Карабаху вызвало явное недовольство России. Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, имея в виду Азербайджан, что «неправильно пытаться выходить на разные международные организации, которые не занимаются урегулированием и не имеют на то мандат международного сообщества».
«Сопредседатели Минской группы ОБСЕ твердо выступают за то, чтобы урегулирование велось посредством последовательного, терпеливого диалога», — подчеркнул Лавров. Он также подчеркнул, что любые резкие, радикальные действия, кем бы они ни предпринимались, вредят действиям сопредседателей МГ ОБСЕ.
Это заявление Сергея Лаврова стало ответом на доклад боснийского депутата Милицы Маркович «Население приграничных регионов Азербайджана намеренно лишают воды», который 26 января 2016 года был принят на зимней сессии ПАСЕ. Успех азербайджанской дипломатии очевиден: 98 депутатов проголосовали «за» принятие доклада, 71 – «против», 40 депутатов воздержались.
Доклад боснийского парламентария касается использования водных ресурсов Сарсангского водохранилища, находящегося на территории оккупированного армянскими войсками Нагорного-Карабаха. Доклад содержит призыв к властям Армении -прекратить использование водных ресурсов «в качестве инструмента политического влияния». Из-за отсутствия регулярного технического обслуживания плотины уже более 20 лет, ситуация на Сарсангском водохранилище «представляет опасность для всего приграничного региона», сказано в докладе.
Как отмечается в резолюции, Сарсангская плотина находится в ветхом состоянии, что создает гуманитарную и экологическую проблему, и может привести к «катастрофе с большими человеческими жертвами». Для решения этой проблемы ПАСЕ призвал к немедленному выводу армянских вооруженных сил, что позволит обеспечить доступ на объект инженеров и гидрологов для проведения детального обследования.
Кроме того, необходим международный контроль за водохранилищем, состоянием Сарсангской и Мадагизской плотин, графиком пропусков воды в осенне-зимний период.
В документе содержится призыв к властям Армении - прекратить использование водных ресурсов «в качестве инструмента политического влияния или инструмента давления».
В ходе обсуждений армянская делегация предложила более 20 поправок в документ, включая предложение об изменении названия доклада на более мягкий. Однако почти все поправки были отклонены.
ПОЧЕМУ ПАСЕ НЕ ПРИНЯЛ ДОКЛАД УОЛТЕРА?
Зато ПАСЕ не одобрил доклад британского депутата Роберта Уолтера «Эскалация насилия в Нагорном Карабахе и на других оккупированных территориях Азербайджана». Всего четыре голоса не хватило для того, чтобы депутаты ПАСЕ одобрили этот документ. 66 депутатов высказались «за» принятие доклада, ставшего проектом резолюции, 70 – «против» и 45 депутатов воздержались. Проект резолюции не прошел.
Против документа выступили ряд депутатов из Франции, Венгрии, Швеции, Германии. В качестве доводов против говорилось об однобокости документа, нарушении демократии в Азербайджане и необходимости придерживаться баланса.
В докладе содержался призыв к «выводу армянских вооруженных сил и других нерегулярных формирований из Нагорного Карабаха и других оккупированных территорий Азербайджана, призывал правительства обеих стран воздержаться от использования военной силы, призвал ОБСЕ создать международные миротворческие силы для поддержания безопасности в Нагорном Карабахе, обеспечить безопасное возвращение перемещенных лиц, а также создание механизма расследования случаев нарушения режима прекращения огня.
Напомним, что ранее сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта Джеймс Уорлик (США), Игорь Попов (Россия) и Пьер Андрие (Франция) в совместном заявлении по этому поводу подчеркнули: «Мы напоминаем ПАСЕ и другим международным организациям, что Минская группа является единственным форматом для ведения переговоров. Мы ценим интерес, который проявляют члены ПАСЕ. Однако заявляем, что шаги, которые нанесут вред мандату Минской группы ОБСЕ и затруднят продолжающийся процесс переговоров, не могут быть сделаны».
По просьбе обозревателя ИА «Медиафакс» мирный процесс по карабахскому урегулированию комментирует депутат Милли Меджлиса Азербайджана Захид Орудж:
- На мой взгляд, обострение ситуации в Нагорном Карабахе имеет две важнейшие причины. Первая заключается в том, что в этом году в Азербайджане будет проведено несколько крупных международных мероприятий. И Армения пытается нарушить стабильность в Азербайджане, чтобы дискредитировать его в глазах зарубежных инвесторов. Вторая причина в том, что Армения находится под давлением России, которая фактически содержит эту страну как в военном, так и в экономическом плане.
Согласно моей информации, план по урегулированию конфликта между Арменией и Азербайджаном существует. В последнее время часто ходят разговоры, что Россия может заставить Армению вывести свои войска из оккупированных территорий вокруг Нагорного Карабаха. Но взамен Москва стремится сформулировать в регионе Южного Кавказа свою новую миротворческую политику. Это касается не только Карабаха, но и всего региона Южного Кавказа.
Если мы обратим внимание на последние события в Армении, то можно понять, что предварительный план карабахского урегулирования уже существует. В примеру, в конце прошлого года парламент в закрытом формате проводил совещание, а глава МИД России совершил визит в Армению, одновременно президент Армении посетил в Карабах.
Это все говорит о том, что предварительный план урегулирования почти готов. Однако вряд ли Азербайджан согласится на одно из условий проекта соглашения, согласно которому Нагорный Карабах должен получить фактическую независимость в обмен на возвращение остальных оккупированных территорий Азербайджана. Баку на такой шаг никогда не согласится, поэтому данный процесс не двигается с тупиковой ситуации.
Автор Андрей Раевский, политический обозреватель

 

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=24642
26 Январь 2016, 20:08

Версия для печати


Последние новости по этой теме: