К ИТОГАМ ВИЗИТА ИЛЬХАМА АЛИЕВА В ТЕГЕРАН: ПОЧЕМУ АЗЕРБАЙДЖАН ИДЕТ НА СБЛИЖЕНИЕ С ИРАНОМ?


К ИТОГАМ ВИЗИТА ИЛЬХАМА АЛИЕВА В ТЕГЕРАН: ПОЧЕМУ АЗЕРБАЙДЖАН ИДЕТ НА СБЛИЖЕНИЕ С ИРАНОМ?

В субботу, 27 февраля, президент Азербайджана позвонил своему иранскому коллеге. Ильхам Алиев поблагодарил Хасана Роухани за теплый прием, который тот оказал азербайджанскому лидеру в ходе его визита в Тегеран 23 февраля. Между тем аналитики в Тегеране и Баку продолжают комментировать итоги визита. В ходе визита было подписано 11 соглашений, в основном экономического характера. В частности, речь идет о сотрудничестве в таких областях, как животноводство, железнодорожный транспорт, электроэнергетика, здравоохранение, медицинские науки, нефть, газ и таможня.
АЗЕРБАЙДЖАН ПОЛУЧИТ ЧЕРЕЗ ИРАН ПРЯМОЙ ВЫХОД В ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ
Особый интерес политологов вызвала договоренность по строительству железной дороги, соединяющей Иран, Азербайджан и Россию в рамках так называемого транспортного коридора «Север-Юг». По предварительным оценкам, железная дорога будет перевозить 1,4 млн. пассажиров и 7 млн. тонн грузов в год. Речь идет о договоре между ЗАО "Азербайджанские железные дороги" и "Железными дорогами" Ирана о строительстве железнодорожного моста над рекой Астара на границе двух стран. Президент Ирана заявил, что «к концу 2016 года Иран и Азербайджан объединят железные дороги и они станут частью коридора «Север-Юг».
Если учесть, что в 2016 году в Азербайджане планируют завершить строительство железной дороги Баку – Ахалкалаки – Карс, то можно прийти к выводу: Ильхам Алиев взял курс на геополитическую изоляцию Армении. Железная магистраль в Карс впервые создает прямое сухопутное сообщение между Азербайджаном и Турцией в обход Армении, а железная дорога между Азербайджаном и Ираном позволяет официальному Баку получить прямой выход в Персидский залив.
Таким образом, как считают эксперты, Азербайджан и Иран договорились реализовать проект строительства железной дороги Казвин–Решт–Астара в рамках коридора Север–Юг, который обеспечит выход Азербайджана, России и стран Центральной Азии в Персидский залив и Индию. Напомню, что Соглашение о международном транспортном коридоре «Север–Юг» было подписано в 2000 году в Санкт-Петербурге. Однако вскоре проект был заморожен. И лишь спустя 16 лет Баку и Тегеран решили начать его реализацию.
Аналитики отмечают, что в ходе визита Ильхама Алиева в Тегеран обсуждался альтернативный путь организации грузоперевозок в Россию. В частности, Азербайджан предлагает транзит грузов из иранской Астары в Россию через свою территорию. Впрочем для этого нужно сначала соединить железные дороги Ирана и Азербайджана, а именно: построить 100-метровый железнодорожный мост через реку Астарачай, который соединит азербайджанскую Астару с иранской Астарой. Этот проект очень выгоден: по данному маршруту можно будет перевозить до 2 млн. тонн грузов в год, что позволит Азербайджану и России ежегодно получать от транзита от 50 млн. долларов.
ПОЧЕМУ СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ИЗ АРМЕНИИ В ИРАН ОКАЗАЛОСЬ ПОД ВОПРОСОМ?
В Ереване бьют тревогу: азербайджанский проект железнодорожной магистрали намного менее затратный, чем оцениваемый в 3 миллиарда долларов проект строительства армяно-иранской железной дороги. Впрочем специалист по Ирану Эмма Бегиджанян призывает Ереван не паниковать: «Железная дорога «Иран-Азербайджан» не мешает нам, - уверена она. - Если Азербайджан получит возможность дойти до Персидского залива, та же возможность будет и у нас. Я думаю, что Иран больше заинтересован в строительстве армянской железной дороги. Просто железная дорога Иран-Армения - очень дорогостоящий проект. С другой стороны, железнодорожная сеть Армении находится в руках у России. По этой причине, иранцы осуществляют оба проекта, исходя из своих интересов».
Впрочем не все в Ереване разделяют оптимизм госпожи Бегиджанян. Сохраняются опасения по следующему поводу: если Азербайджан объединит свои железные дороги с Ираном, то после завершения строительства ж/д полотна Карс-Ахалкалак-Баку поезда из Ирана смогут добраться до Черного моря. И в этом случае армяно-иранская железная дорога может утратить для Тегерана свой смысл.
ИРАН ПОСТРОИЛ ГАЗОПРОВОД В АРМЕНИЮ. ПОЧЕМУ МОСКВА ЗАБЛОКИРОВАЛА СТРОИТЕЛЬСТВО НЕФТЕПРОВОДА ИЗ ТЕБРИЗА В АРМЕНИЮ?
Развивая отношения с Баку, иранская сторона не забывает о своих дружеских связях с Ереваном. Уже построена и действует газовая магистраль из Ирана в Армению, хотя она сейчас заполнена только на 20%. Мощность газопровода Иран - Армения составляет около 2 млрд. 200 млн. кубометров газа в год. Однако из этого объёма сейчас используется примерно 370 млн., чтобы обеспечить работу Ереванской ТЭЦ.
Впрочем, Ереван недавно с учетом энергетического кризиса в Грузии, предложил свои услуги для транзита через свою территорию в Грузию иранского газа в объеме в 500 млн. кубометров в год. «Армения в состоянии обеспечивать транзит иранского газа в Грузию». Об этом заявил на этой неделе на правительственном часе в парламенте Армении министр энергетики страны Ерванд Захарян. «Однако этот вопрос обсуждается, но конкретных решений пока нет», - заявил он.
Тегеран планировал также построить нефтепровод в Армению. В январе 2012 года министр нефти Ирана Масуд Мир-Каземи заявил, что Иран и Армения планируют строительство нефтепровода, который пойдет из Тебриза до границы с Арменией. Трубопровод предполагалось сдать в эксплуатацию в 2014 году. Однако, как заявил ереванский экономист Ашот Егиазарян, «Россия заблокировала строительство иранского нефтепровода, чтобы Армения в рамках ЕАЭС покупала топливо только одного поставщика-монополиста – «Роснефти».
Тем не менее, в Тегеране и Ереване надеются на реанимацию проекта нефтепровода, который, по мнению экспертов, мог бы сыграть роль «мостика» между Ираном и европейскими странами. Аналитики считают, что нефтепровод Иран-Армения может быть построен, если будут найдены источники финансирования. «Если будет определен финансирование, то на иранской стороне трубу будет строить Иран, а на армянской – Армения», - считает российский иранист Игорь Панкратенко.
По просьбе ИА «Медиафакс» экономические аспекты итогов визита Ильхама Алиева в Иран комментирует бывший заместитель министра экономики Азербайджана Октай Ахвердиев:
- Я считаю, что потенциал развития между Азербайджаном и Ираном огромен. Впрочем, эти отношения сдерживает фактор теплых отношений Тегерана с Арменией, что вызывает раздражение в Баку. Поэтому Азербайджан не участвует в крупных проектах, в частности не вкладывает инвестиции в нефтяную и газовую промышленность Ирана. Наши страны также сотрудничают в области торговли, медицины и создании совместных предприятий. На мой взгляд, железная дорога "Север-Юг" будет служить связующим звеном для соединения ж/д магистралей Ирана, Азербайджана и России. Это масштабный проект. Судите сами: пропускная способность этой железной дороги составит 1,4 миллиона пассажиров в год и от пяти до семи миллионов тонн грузов. Вдоль всей железной дороги намечается соорудить 22 тоннеля и 15 мостов.
Автор политический обозреватель Андрей Раевский

 

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=24696
28 Февраль 2016, 20:40

Версия для печати


Последние новости по этой теме: