ИРАН ДИСТАНЦИРУЕТСЯ ОТ РОССИИ: ПОЧЕМУ ТЕГЕРАН ОТКАЗАЛСЯ ЗАМОРОЗИТЬ ДОБЫЧУ НЕФТИ


ИРАН ДИСТАНЦИРУЕТСЯ ОТ РОССИИ: ПОЧЕМУ ТЕГЕРАН ОТКАЗАЛСЯ ЗАМОРОЗИТЬ ДОБЫЧУ НЕФТИ

Российский эксперт Михаил Крутихин в интервью ИА «Медиафакс» о политике Ирана в области нефтедобычи
Неудача постигла министра энергетики России Александра Новака в ходе визита в Тегеран. Он провел трудные переговоры с министром нефти Ирана Бижаном Зангане и министром энергетики Хамидом Читчияном. Однако достигнуть договоренности не удалось: Иран отказался заморозить добычу нефти, заявил, что не собирается останавливать наращивание производства, пока его объемы не достигнут четырех миллионов баррелей в сутки. «Пусть нас оставят в покое до тех пор, пока мы не выйдем на рубеж производства нефти четыре миллиона баррелей в день. После этого мы к ним присоединимся», — заявил министр нефти Ирана Бижан Зангане.
Он имел в виду глобальный договор по заморозке добычи черного золота. По его словам, Ирану необходимо восстановить позиции на европейском рынке. Евросоюз полностью отказался от иранской нефти в июле 2012 года, нишу Ирана на рынке заняли Саудовская Аравия и Россия. Поэтому отказ Бижана Зангане замораживать добычу совершенно логичен и понятен. Министр Зангане заявил, что Иран считает подходящей цену в 70 долларов за баррель. По его словам, при нынешних котировках менее 40 долларов за баррель Brent без согласованных действий нефтепроизводителей вряд ли удастся решить проблему. Для достижения этого уровня нефти требуется не просто заморозить добычу на текущих уровнях, но и ее серьезно сокращать.
Заместитель министра нефти, генеральный директор Иранской национальной нефтяной компании Рокнэдди Джавади сообщил, что в будущем году добыча сырой нефти в стране будет увеличена до 4 млн. баррелей в день, и продолжится процесс роста экспорта иранской нефти. По его словам, сегодня экспорт иранской сырой нефти достиг уровня 1,8 млн. баррелей в день, и в 6-ой пятилетней программе развития страны главный механизм развития нефтяной промышленности связан с отменой санкций. Как известно, выполнение обязанностей странами «группы 5+ 1»,т.е. отмена санкций, началось практически сразу после публикации Совместной комплексной программы действий (СКПД) по иранской ядерной программе. Р.Джавади отметил, что с целью выполнения поставленных задач Иранской национальной нефтяной компании предстоит добывать до 2 млрд. баррелей сырой нефти в год, а для этого необходимо увеличивать производственные мощности, проводить новую разведку и повышать коэффициент извлекаемости нефти.
«Двери для Ирана открыты», — не стал расстраиваться Александр Новак. Он выразил мнение, что договоренность с Ираном будет лишь приятным дополнением к уже достигнутым соглашениям, но не имеет решающего значения. Напомню, что на совещании, которое президент России Владимир Путин провел с руководителями нефтяной отрасли России 2 марта, министр Новак заявил: готовность заморозить добычу нефти на уровне января 2016 года публично подтвердили более 15 стран. К решению о заморозке присоединились страны, добывающие 73 процента нефти в мире, и это, по словам министра, «критическая масса»: даже без присоединения Ирана к ценовому сговору решение будет эффективным. С этим мнение согласен главный инвестиционный стратег компании БКС Максим Шеин. По его словам, соглашение с Ираном принципиально не повлияет на ситуацию на нефтяном рынке. «Влияние Исламской Республики на нефтяной рынок мира минимально: Иран - больше газовая страна, чем нефтяная. На цену влияют крупные оптовые поставщики, которые могут вылить на рынок большие объемы», - заявил он.
Между тем, как сообщает агентство Reuters со ссылкой на заявление министра энергетики Катара, 17 апреля в Катаре состоится встреча нефтедобывающих стран для решения вопроса заморозки нефтедобычи на уровне января. Участие в ней примут Россия и члены Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). "Новая встреча является логичным продолжением предыдущих переговоров, которое ранее прошло в Дохе с представителями Катара, Саудовской Аравии, России и Венесуэлы, когда страны предложили заморозить уровень добычи на уровне января 2016 года и призвали сделать это других экспортеров", - цитирует агентство министра нефти Катара.
ИРАН ДИСТАНЦИРОВАЛСЯ ОТ РОССИИ НА ФОНЕ ВЫВОДА РОССИЙСКИХ ВОЙСК ИЗ СИРИИ
В Иране не скрывали своего разочарования по поводу неожиданного решения Кремля о начале вывода войск из Сирии. Западные СМИ напоминают, что Тегеран по-прежнему поддерживает Башара Асада, в то время как Россия показывает растущее недовольство его непримиримой позицией. Как сообщает Bloomberg, иранские региональные газеты пишут о том, что уход Москвы ставит под угрозу завоевания сирийской армии, что может вынудить Иран вывести свои собственные силы. «Это было полной неожиданностью для Ирана. Понятно, что вывод российских войск ослабит позиции Башара Асада в будущих переговорах с оппозицией», — заявил руководитель Центра исследований современного Ирана в Москве Раджаб Сафаров,.
Наблюдатели отмечают, что Иран решительно выступает против ослабления власти Асада, чтобы сохранить свое влияние в этой стране. Однако Москва предпочитает решить конфликт дипломатическим путем. В частности, отступление из Сирии по приказу Владимира Путина было вынужденным шагом, который призван подтолкнуть Дамаск к урегулированию конфликта мирным путем. Заместитель председателя комитета по иностранным делам в нижней палате российского парламента Александр Бабаков считает, что «ключевым вопросом является гибкость и готовность нынешнего правительства Сирии заключить сделку».
По просьбе обозревателя ИА «Медиафакс» ситуацию на нефтяном рынке Ирана комментирует эксперт по энергетике, партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин.
- Я считаю, что заявление иранского министра о «подходящей цене» - это всего лишь благие пожелания. Сейчас Иран продает свою нефть в Европе по цене в 17 долларов за баррель. Правда, это тяжелая нефть, с сильными примесями сернистых соединений. И эта нефть еще более вязкая, чем российская Urals. Но все равно при такой политике ни о каких 70 долларах даже по нефти Brent речи быть не может. Конечно, 70 — это лучше, чем 17. В этом и улавливается скрытый смысл его заявления. Дело в том, что тяжелая иранская нефть для последующей технологической переработки обычно смешивается с более легкими сортами, в том числе с российской Urals. Сейчас очень трудно уговорить иранцев ограничить добычу нефти. Шансы нулевые. Особенно если учитывать, что самые главные конкуренты России и Ирана, а именно: Саудовская Аравия и США — не собираются входить ни в какие соглашения.
Автор Айдын Мехтиев, политический обозреватель

 

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=24730
19 Март 2016, 20:36

Версия для печати


Последние новости по этой теме: