К ИТОГАМ ВИЗИТА ВЛАДИМИРА ПУТИНА В КИТАЙ: ПОЧЕМУ ПЕКИН ОПЯТЬ НЕ ПОДПИСАЛ ГАЗОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ?


К ИТОГАМ ВИЗИТА ВЛАДИМИРА ПУТИНА В КИТАЙ: ПОЧЕМУ ПЕКИН ОПЯТЬ НЕ ПОДПИСАЛ ГАЗОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ?

Ведущий энергетический эксперт Михаил Крутихин в интервью ИА «Медиафакс» о судьбе «Силы Сибири»
В Москве и Пекине говорят о большом успехе визита Владимира Путина в Китай, который состоялся 25-го июня с.г. В ходе визита президента России был подписан пакет примерно из 50 соглашений и контрактов. Достигнутые договоренности касаются самых различных отраслей: от авиации и энергетики до туризма и военной продукции. Вывод таков: в условиях продолжающихся санкций против России со стороны США и Евросоюза Поднебесная превратилась в важного внешнеполитическим партнером для Кремля.
Глава Центра экономических и социальных исследований Китая и Восточной Азии, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский считает, что Пекин рассматривает союз с Россией как противовес растущему влиянию в регионе США. «Пекин оказался в довольно непростой ситуации, в первую очередь из-за территориальных споров в Южно-Китайском море, - считает аналитик. - США создали Транстихоокеанское партнерство, что тоже серьезно ущемляет интересы Китая в регионе. Поэтому Пекину нужна политическая и экономическая поддержка со стороны России.
Путина в ходе поездки сопровождала большая делегация руководителей российских компаний и профильных министерств. Бизнес на переговорах представляли гендиректор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, президент «Роснефти» Игорь Сечин. Геннадий Тимченко присутствовал в качестве председателя Российско-китайского делового совета, Борис Титов как председатель Российского-китайского комитета дружбы, бывший генсек ШОС Дмитрий Мезенцев также участвовал в переговорах как председатель Общества российско-китайской дружбы.
По словам помощника президента Юрия Ушакова, в ходе визита были согласованы и подписаны более 50 соглашений и коммерческих проектов в самых различных сферах. Одной из главных тем обсуждения Владимир Путина и председателя КНР Си Цзиньпина стало обсуждение создания зоны свободной торговли между Китаем и ЕАЭС. Ранее президент России заявил о необходимости создания большого Евразийского партнерства между ЕАЭС и другими странами, включая Индию, Иран, Пакистан и партнеров по СНГ.
По его мнению, «без такого уровня взаимного доверия и координации между Россией и Китаем, никакая интеграция в районе большого Евразийского партнерства не сможет увенчаться реальным успехом». Как считают эксперты, если стороны смогут успешно состыковать инициативу большого Евразийского партнерства и экономического пояса Шелкового пути, то это станет исторической возможностью для экономического развития евразийского региона.
Владимир Путин по итогам переговоров особо отметил рост российско-китайского товарооборота в нынешнем году, наступивший после некоторого сокращения в прошлом году. «Мы меняем в нужном направлении структуру нашего товарооборота, - заявил президент России. - В этом году почти вдвое выросли продажи в Китай машин и оборудования из России, и мы очень благодарны нашим китайским друзьям».
ПОДПИСАНЫ ВАЖНЕЙШИЕ СОГЛАШЕНИЯ
В числе других соглашений в присутствии лидеров был подписан договор о сотрудничестве в совместной разработке широкофюзеляжного магистрального самолёта и гражданского перспективного тяжёлого вертолёта. Проект реализует китайская компания AVICOPTER при содействии «Вертолётов России». Планируется, что проектирование, создание опытных образцов, проведение испытаний, а также продвижение вертолёта на рынок будет координировать китайская сторона. Тяжёлый вертолёт будет создан для организации его серийного производства в КНР и удовлетворения спроса на китайском рынке.
Что касается создания широкофюзеляжного российско-китайского самолёта, то меморандум по данному проекту был подписан еще весной 2014 года в ходе предыдущего визита Владимира Путина в Китай. Как считают авторы проекта, лайнер вместимостью 250-300 пассажиров составит конкуренцию самолётам Airbus и Boeing и займёт существенную долю рынка не только в России и Китае, но и в других странах.
Кроме того, РЖД и «Китайские железные дороги» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. С российской стороны документ подписал глава РЖД Олег Белозеров, с китайской — глава корпорации «Китайские железные дороги». В частности, достигнута договоренность об участии Пекина стороны в проекте высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва–Казань. Соглашение по финансированию этой магистрали пока подписано не было, однако стороны до конца года должны согласовать вопрос о её строительстве.
«Россия и Китай осуществляют масштабные инициативы по развитию транспортной инфраструктуры, - подчеркнул Владимир Путин. - Вместе прокладываем новую автодорогу из Европы через Россию в Азию — по сути трансевропейскую магистраль, трансевроазиатскую даже магистраль, призванную улучшить автосообщение на всём этом огромном континенте».
Лидеры двух стран также дали старт переговорам об экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и китайским проектом экономического пояса Шелкового пути. «Роснефть» и Shandong Kerui Petroleum Equipment подписали меморандум о взаимопонимании и стратегическом сотрудничестве в области нефтесервисных услуг.
Как заявил глава «Роснефти» Игорь Сечин, российская компания заключила рамочное соглашение с нефтесервисной компанией «Кежуй». «Она будет заниматься оказанием подрядных услуг для нашей компании в Западной и Восточной Сибири», — пояснил Сечин. «Мы договорились на этом этапе об организации как минимум четырёх баз для флотов ГРП и соответствующих складов и другой инфраструктуры», — добавил он.
Также был подписан меморандум о взаимопонимании между компаниями «Газпром» и CNPC в создании подземных хранилищ газа и проектах газовой генерации на территории КНР. Как отмечают эксперты, речь идёт о рамочном соглашении, касающемся объектов на территории Китая, их параметры ещё не определены.
Пользуясь случаем, председатель КНР Си Цзиньпин пригласил президента России на саммит «группы двадцати» в китайском Ханьчжоу. «До конца года нам предстоит ещё ряд встреч на полях значимых международных мероприятий, — заявил китайский лидер. - Я уже пригласил президента Путина приехать в китайский город Ханьчжоу в начале сентября этого года для участия в саммите стран «группы двадцати».
ВИЗИТ ПУТИНА В ПЕКИН И ПРОТЕСТ ЯПОНИИ
Как отмечает американский еженедельник Newsweek, визит Путина в Китай призван показать Западу, что «он не один», а значит, попытки изолировать Россию провалились. «В последние годы для Путина поездки в Китай стали «обычным делом»: особенно после того, как китайский лидер Си Цзиньпин после вступления в должность в 2013 году избрал именно российского коллегу для своего первого иностранного визита, - отмечает издание. – Россия все же хочет представить свои отношения с Китаем как некий противовес Западу, а также в очередной раз подчеркнуть, что его попытки изолировать Москву провалились. Путин пытается показать, особенно в условиях санкций, что он не один. Это мощный сигнал Европе, что Россия ищет партнеров на востоке, и если будет казаться, что Россия идет на сближение с Китаем, это прибавится к уже достаточно шаткой европейской уверенности относительно санкций.
Как считает эксперт Лорен Гудрич, Путин может умело использует противостояние между Китаем и Японией. Буквально в этом месяце корабли российских и китайских ВМС побывали в водах, на которые претендует Япония. И это «очевидное совпадение выглядит слишком похожим на скоординированное действие». Японию озаботило появление боевых кораблей КНР и России у спорных островов.
Власти Японии связались с Россией по дипломатическим каналам, чтобы выразить свою озабоченность появлением военных кораблей КНР и РФ вблизи спорных островов Сенкакуэ. Об этом заявил генеральный секретарь японского правительства Есихидэ Суга. Японский эсминец «Сэтогири» заметил китайский фрегат в районе архипелага Сенкаку вне пределов территориальных вод Японии в четверг около 00:50 по местному времени. Ранее, около 21:50 среды по местному времени, другой японский эсминец «Хатакадзэ» засек сразу три российских военных корабля недалеко от архипелага. Спустя шесть часов все корабли покинули зону близ акватории спорных островов.
В МИД Японии выразили серьезную озабоченность в связи с появлением у спорных островов китайского корабля и вызвали посла КНР Чэна Юнхуа. Дипломаты также связались с Москвой, чтобы «привлечь необходимое внимание» к действиям ВМФ России. Напомним, между Японией и Китаем продолжается территориальный спор, касающийся островов, возле которых обнаружены залежи нефти. Де-факто территорию контролирует Токио, но Пекин предъявляет на них претензии с конца 1960 годов
ПОЧЕМУ СТОРОНЫ ВНОВЬ ОТЛОЖИЛИ ПОДПИСАНИЕ «СИЛЫ СИБИРИ»?
Как считает эксперт по российско-китайским отношениям, сотрудник берлинского института Mercator по изучению Китая (MERICS) Томас Эдер, китайские инвестиции в российскую экономику по-прежнему велики, однако по сравнению с общим объемом инвестиций КНР за рубежом доля вложений в российский рынок остается низкой. По его словам, стороны вновь отложили подписание соглашения по газопроводу «Сила Сибири». Главная причина – отказ китайской стороны финансировать этот дорогостоящий проект по доставке российского природного газа в Поднебесную.
Ранее, в мае с.г. Россия и Китай поддержали дальнейшие переговоры компаний по западному маршруту газопровода «Сила Сибири». Как заявил глава Минэнерго РФ Александр Новак после заседания Российско-китайской комиссии по энергетическому сотрудничеству. Отказ Пекина финансировать строительство газопровода вынуждает «Газпром» искать других инвесторов. В частности, был объявлен тендер на строительство 60,7 км «Силы Сибири» за 7,8 млрд. рублей.
Ранее замглавы Минэнерго РФ Кирилл Молодцов говорил, что «Газпром» и китайская CNPC активно ведут переговоры по увеличению поставок газа по «западному маршруту» магистрального газопровода «Сила Сибири». Но договориться по цене на газ и объемах поставок стороны пока не могут. Сложный ход переговоров с Китаем вынудил «Газпром» сократить планы по строительству газопровода «Сила Сибири» в 2016 году с 800 до 400 км в рамках оптимизации затрат.
По расчетам Москвы, газовые поставки из РФ в КНР по восточному маршруту стартуют в 2019–2021 годах. Однако ряд экспертов сомневается, что проект «Сила Сибири» так быстро будет реализован.
В частности, ведущий аналитик по энергетике Михаил Крутихин в интервью ИА «Медиафакс» заявил:
- Я считаю, что хотя строительство «Силы Сибири» началось, в 2018 году российского газа на границе с Китаем не будет. И даже новая дата, которую называют в «Газпроме» - 2021 год, тоже вызывает сомнения. Китай отказывается финансировать строительство «Силы Сибири». В самом начале переговоров Россия объявила, что Китай внесет 25 млрд. долларов на строительство трубы, но Пекин позже опроверг эту информацию. Кроме того, если цена на газ будет низкой, то получится, что Россия будет продавать Поднебесной природный газ ниже себестоимости. К тому же надо построить 800 км газопровода для Чаяндинского месторождения, и разработка самого Чаяндинского месторождения отстает от графика: оно на первом этапе может дать не более 25 млрд. кубометров в год. А так как Россия обязалась поставлять Поднебесной 38 млрд. кубометров, то придется задействовать еще и Ковыктинское месторождение в Иркутской области. Это потребует новых крупных инвестиций. Так что Россия обязалась поставлять в Китай газ, не зная точно, как это можно выполнить. К тому же под вопросом строительство газоперерабатывающего завода в Амурской области. И, наконец, Китай уже покрывает свои потребности в газе за счет импорта из Туркмении: в сутки Поднебесная получает около 100 млн. кубометров газа по трубопроводу из Туркмении. Так что возникает вопрос: нужен ли Поднебесной российский газ?
Автор Айдын Мехтиев, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=24896
26 Июнь 2016, 23:31

Версия для печати


Последние новости по этой теме: