ТУРЦИЯ ПОСЛЕ ПОПЫТКИ ПУТЧА: СМОЖЕТ ЛИ ЭРДОГАН УКРЕПИТЬ ВЛАСТЬ?


ТУРЦИЯ ПОСЛЕ ПОПЫТКИ ПУТЧА: СМОЖЕТ ЛИ ЭРДОГАН УКРЕПИТЬ ВЛАСТЬ?

Депутат Госдумы Алексей Пушков и военный эксперт Александр Перенджиев в интервью ИА «Медиафакс» о ситуации в Турции
Неудавшийся военный переворот в Турции укрепил позиции еле оправившегося от сильного шока президента Реджепа Эрдогана. И хотя негативные последствия действий путчистов будут еще долго ощущаться, тем не менее, хотелось бы опровергнуть несколько ложных тезисов относительно последних событий в Турции.
Первый ложный тезис звучит так: «Турция оказалась на грани гражданской войны». Да, надо признать, что международный имидж Турции испорчен на долгие годы.
На первый взгляд, попытка военного переворота и свержения армией законно избранного президента поставила Турцию в один ряд с банановыми странами Африки и диктаторскими режимами Латинской Америки. Ни в одной развитой стране мира не может быть и речи о военном перевороте. Это атрибут лишь стран со слабой демократией.
Но при внимательном рассмотрении выясняется, что попытка провести параллель между Турцией и странами «третьего мира» оказывается неуместной. Надо отдать должное: государство, которое создал Ататюрк, имеет исторические традиции нравственного консенсуса, на которых зиждется гражданское общество. Несмотря на мрачные прогнозы злопыхателей из числа так называемых «российских экспертов по Турции», эта страна не погрузилась в омут братоубийственной гражданской войны.
И в этом главное отличие Турции от стран «третьего мира». Ошибаются те, кто ставят Турцию в один ряд с двумя несостоявшимися странами – failed states – как, к примеру, Сирия и Афганистан. В Дамаске и Кабуле сегодня правят лидеры, которые понимают, что в их странах царит хаос: талибы в Афганистане, ИГИЛ (ДАИШ) в Сирии – оба этих движения уже несколько лет ведут вооруженную борьбу против правящей власти.
Ничего подобного в Турции нет и быть не может. Потому что, в отличие от Сирии и Афганистана, Оттоманская Турция никогда не была чьей-то колонией. К началу Первой мировой войны в 1914 году Турция была единственной мусульманской страной мира, которая не являлась колонией Запада. Все остальные мусульманские народы были колониями либо Великобритании, либо Франции.
Таким образом, гражданская война, которая является непременным атрибутом страны «третьего мира», лишь в XX веке освободившейся от колониального статуса, это явление, абсолютно чуждое турецкому менталитету. Ни разу в XX веке Турция не погружалась в омут гражданской войны. И в этом ее главное отличие от России, которой большевизм принес много страданий в 1917-1920 годах: красные и белые беспощадно убивали друг друга, и за три года погибло 8 миллионов граждан бывшей Российской империи.
В Турции после подавления путча в ночь на 16 июля миллионы турецких граждан вышли на улицы Анкары и Стамбула, чтобы поддержать вернувшегося из Мармариса президента Эрдогана. Армейские заговорщики, предпринявшие попытку свержения главы государства, оказались маргиналами, не имеющими никакой поддержки среди населения.
Жесткие меры Эрдогана, в том числе массовые аресты участников заговора и всех нелояльных к власти, не вызывают протестов в обществе. Более того, на массовых митингах в Стамбуле, которые собирает Эрдоган, звучат настоятельные призывы к президенту страны: восстановить смертную казнь.
Второй ложный тезис о событиях в Турции, часто повторяющийся в российских СМИ, звучит так: «Армейские заговорщики хотели путем свержения Эрдогана, ведущего Турцию по пути исламизации, вернуть страну на путь светского развития». Этот тезис не выдерживает критики, если принять во внимание тот факт, что вдохновителем и, возможно, тайным спонсором военного переворота был находящийся в США религиозный проповедник Фетхуллах Гюлен. Вопрос: как может религиозный проповедник организовать военный переворот, цель которого – свернуть страну по пути исламизации? Полный абсурд.
И, наконец, третий ложный тезис звучит так: «Эрдоган сам организовал попытку переворота, чтобы получить удобный повод для начала чистки в армии и репрессий против оппозиции». Абсурдность этой версии очевидна: если бы Эрдоган задумал организовать такой спектакль, мог ли он быть уверенным в том, что армейские генералы, задействованные в этом «спектакле», в какой-то момент не выйдут из-под его контроля и, выйдя за рамки сценария, не пойдут на свержение и на арест главы государства.
Между тем становятся известны новые детали той страшной ночи, когда сохранялась интрига: победят путчисты или Эрдоган. Президент Турции признался, что путчисты его чуть было не убили в отеле города Мармарис, где он отдыхал вместе со своей семьей. По его словам, о готовящейся высадке спецназа он узнал лишь за полчаса до начала этой секретной операции. Поэтому он принял решение – срочно покинуть Мармарис.
По словам политика, если бы он задержался еще на 10-15 минут, то его могли бы расстрелять путчисты. Двое личных телохранителей, защищавшие Эрдогана от участников переворота, были убиты в ходе нападения на отель. Но Эрдогана там уже не было.
По просьбе ИА «Медиафакс» ситуацию в Турции после попытки путча комментируют депутат Госдумы Алексей Пушков и военный эксперт Александр Перенджиев:
Алексей Пушков, председатель комитета Госдумы по международным делам:
- Попытка переворота была совершена в ситуации, когда Турция столкнулась по вине Эрдогана с серьезными проблемами во внешней политике. Налицо ухудшение отношений с соседними государствами, с которыми раньше у Турции были добрососедские отношения. Осложнились позиции страны на Ближнем Востоке, обострилась курдская проблема. В Турции произошла серия терактов. Если раньше теракты совершались курдскими радикалами, то за недавнюю серию ответственность на себя взяли боевики ИГИЛ. Так что у части военного истеблишмента Турции возникло ощущение, что Турция является небезопасным государством, и вину за это несет Эрдоган.
Попытка свержения провалилась не в последнюю очередь потому, что значительная часть турецкого общества поддержала своего легитимного президента. Важную роль сыграло и его телеобращение к своим сторонникам выйти на площади городов. И в этот момент чаша весов качнулась в сторону Эрдогана. Участники заговора были обречены. Сейчас власть Эрдогана усилится: все нелояльные к власти военные либо арестованы, либо уволены из армии.
Александр Перенджиев, военный политолог:
- Я хотел бы опровергнуть тезис о том, что нынешняя неудачная попытка переворота в Турции напоминает путч ГКЧП августа 1991 года. В реальности, общее тут только в одном: и там, и здесь путчисты пытались свергнуть законную власть президента. И здесь параллель завершается. В России в ГКЧП вошли представители власти, в том числе - председатель правительства и вице-президент страны. И во время путча 1991 года армия только исполняла приказы, но не была самостоятельным участником. В Турции мы наблюдали в чистом виде военный переворот. Мятежники проиграли потому, что они не заручились поддержкой руководства вооруженных сил Турции.
Автор АЙДЫН МЕХТИЕВ, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований.

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=24932
19 Июль 2016, 15:58

Версия для печати


Последние новости по этой теме: