ШАВКАТ МИРЗИЕЕВ КАК БУДУЩИЙ ПРЕЗИДЕНТ УЗБЕКИСТАНА: ПОЧЕМУ ТАШКЕНТ НЕ ВЕРНЕТСЯ В ОДКБ
Эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов в интервью ИА «Медиафакс» о новом руководстве Узбекистана
Уход из жизни Ислама Каримова, являвшегося президентом Узбекистана без малого четверть века, сделал актуальным вопрос о том, каким будет внешнеполитический курс Ташкента в ближайшие годы. Досрочные президентские выборы в Узбекистане назначены на 4 декабря 2016 года. До этой даты исполняющим обязанности главы государства будет премьер-министр Шавкат Мирзиёев, который рассматривается как фаворит предстоящей предвыборной гонки.
Между тем Шавкат Мирзиёев на днях сделал недвусмысленное заявление: в случае избрания президентом страны он продолжит внешнюю политику, которую проводил Ислам Каримов. В частности, он заявил о нейтралитете во внешней политике. По его словам, нельзя допускать размещения каких-либо иностранных военных баз в стране. Также он заявил, что выступает против участия солдат и офицеров Узбекистана в военных, в том числе миротворческих, операциях за пределами границ страны. Иными словами, Шавкат Мирзиёев дал понять: Узбекистан не вернется в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которой страна приостановила свое членство в 2012 году. Впрочем, неучастие в ОДКБ не ставит под сомнение участие Узбекистана в другом региональном объединении - Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Как считает официальный Ташкент, военная составляющая в этом союзе вторична, поэтому Узбекистан продолжит свое участие в этой организации.
Между тем, напряженная ситуация на границе Узбекистана и Кыргызыстана вызвала в кругах аналитиков вопрос о том, как Ташкент будет обеспечивать свою национальную безопасность. «В переходный период после смерти президента И.Каримова усиление на границе вполне понятное дело», - считает кыргызский эксперт Марс Сариев, который прокомментировал информацию об увеличении количества узбекских военных и военной техники на границе с Кыргызыстаном. По его словам, размещение военной техники и военнослужащих Узбекистана на границе с Кыргызстаном говорит о стремлении переключить внимание населения страны с внутренних проблем на внешнего врага. Впрочем, Бишкек не пойдёт на обострение, потому что нынешнее руководство Кыргызстана отказалось от своих притязаний на Ункур-Тоо - несогласованный участок границы между Узбекистаном и Кыргызстаном.
ПОЧЕМУ ТАШКЕНТ НЕ ВЕРНЕТСЯ В ОДКБ?
Напомню, что о своем решении приостановить свое членство в ОДКБ официальный Ташкент объявил в июне 2012 года, то есть четыре года назад. Чем было вызвано это решение? Сразу отметим, что этот шаг Ислама Каримова вызвал серьезное беспокойство в Москве. Дело в том, что Туркмения, имеющая общую границу с нестабильным Афганистаном, вот уже четверть века отказывается вступать в ОДКБ. В свою очередь, Узбекистан за эти году то вступал в ОДКБ, то приостанавливал свое членство. И вот уже в течение четырех лет ( 2012-2016) Ташкент никак не участвует в ОДКБ. По мнению экспертов, это означает, что спецслужбы и военные Узбекистана уже не обмениваются со странами ОДКБ и, в частности, с Россией, информацией стратегического характера.
Отчасти отказ Ташкента от участия в ОДКБ легко объяснить сложными отношениями Ташкента с соседними Кыргызстаном и Таджикистаном.
Покойный Ислам Каримов, не скрывавший притязаний своей страны на лидерство в регионе, без особого восторга наблюдал за усилением российского военного влияния в Кыргызстане. В частности, раздражение Ташкента вызвало решение Минолбороны РФ создать на киргизской территории вторую военную базу. Что касается Таджикистана, то повод для конфликта с Узбекистаном - это Рогунская ГЭС, которую Душанбе строит на своей территории. Каримов безуспешно пытался убедить Москву отказаться от планов сооружения этой ГЭС на таджикской территории. Однако и здесь, как в истории с военной базой в Киргизии, мнение Каримова Москва проигнорировала.
Первый тревожный звонок прозвенел еще в 1999 году, когда Ислам Каримов неожиданно отказался продлевать договор по ОДКБ. И целых 6 лет Ташкент был вне рамок этой организации. И лишь кровавые события в Андижане в 2005 году, когда массовые выступления местных жителей были подавлены войсками, привел к резкому обострению отношений Узбекистана с США и Евросоюзом. Вашингтон и Брюссель обвинили Каримова в подавлении мирного протестного движения. И тогда Узбекистан в знак протеста вновь вступив в ОДКБ. Но спустя 7 лет, в июне 2012 года, Ташкент вновь приостановил свое членство в ОДКБ.
Эксперты считают, что Ташкент, который стремится к доминирующей роли в Центральной Азии, выступает против усиления роли ОДКБ в регионе. В частности, Ислам Каримов был против инициативы Москвы создать коллективные силы оперативного реагирования (КСОР) в рамках ОДКБ. Узбекистан отказался подписать документы по КСОР, что было вызвано опасением, что в случае обострения отношений между странами Центральной Азии Кремль может использовать эти миротворческие силы в ущерб суверенитету одной из стран ОДКБ.
Впрочем, как заверяют в Ташкенте, отказ от участия в ОДКБ вовсе не означает, что Узбекистан пойдет на сближение с США. Еще в 2009 году Вашингтон вел с Ташкентом тайные переговоры об открытии в Узбекистане военной базы. Однако дальше разговоров дело не пошло.
Тем не менее, заокеанская сверхдержава придает важное значение Узбекистану, надеясь, что эта страна может играть в Центральной Азии ту же роль, какую играет Пакистан в Южной Азии. Исламабад, являясь надежным военным союзником Вашингтона, получает от США солидную военную и финансовую помощь. Однако сможет ли Ташкент повторить «пакистанский опыт», пока – большой вопрос.
По мнению директора Международного института политической экспертизы Евгения Минченко, Ташкент долгие годы пытался проводить многовекторную политику и играть на противоречиях России и США. Отказавшись от участия в ОДКБ, Ташкент сделал ставку на активизацию отношений с США. Однако, по мнению Минченко, Ташкент должен понимать, что США не могут выступать в роли гаранта безопасности в этом регионе. По мнению эксперта, выход из ОДКБ лишил Ташкент права на коллективную безопасность в случае внешней агрессии. Кроме того, Узбекистан не сможет закупать российские вооружения по льготным ценам.
Как известно, в 2014 году официальный Ташкент разрешил НАТО открыть представительство альянса в Узбекистане. Это решение вовсе не означает, что Узбекистан стремится в НАТО. Тем не менее, более тесное сотрудничество Узбекистана с Североатлантическим альянсом может сделать эту страну мишенью атак радикальных исламистов, тайно прибывающих в Центральную Азию из Афганистана
По просьбе ИА «Медиафакс» возможный курс нового руководства Узбекистана анализирует эксперт Российского института стратегических исследований Аждар Куртов:
- Что касается отношений Узбекистана с ОДКБ, то я не исключаю, что эта страна может вернуться в эту региональную структуру. На мой взгляд, премьер-министр Шавкат Мирзиеев утвержден временно исполняющим обязанности президента вовсе не случайно. Хотел бы напомнить, что Мирзиеев был хокимом Самаркандской области, откуда родом Ислам Каримов. Конечно, Мирзиеев не обладает большим опытом во внешней политике, тем не менее, вряд ли можно сомневаться, что именно он будет фаворитом на будущих выборах президента Узбекистана. Тем более, что спикер Сената Нигматулла Юлдашев отказался от временного руководства государством, формально объяснив это тем, что у главы верхней палаты недостаточно опыта в управлении страной. Так что, скорее всего, будущим руководителем будет Шавкат Мирзиеев, который имеет большой опыт руководства экономикой страны.
Автор АНДРЕЙ РАЕВСКИЙ, политический обозреватель
Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=25011
21 Сентябрь 2016, 19:22
Версия для печати
Последние новости по этой теме:
-
И Узбекистан смягчает карантин: открываются рынки и магазины
Узбекистан -
Президент Узбекистана назвал родственников Ислама Каримова крысами
Узбекистан -
Реформы в Узбекистане поручили человеку Саакашвили
Узбекистан -
В Узбекистане милиция задержала тысячи «бесцельно гулявших» граждан
Узбекистан -
Минюст России закрыл и узбекскую диаспору
Узбекистан -
В Ташкенте допросили Гульнару Каримову
Узбекистан