ГАЗПРОМ РЕАНИМИРУЕТ «ТУРЕЦКИЙ ПОТОК»: КАКОВА БУДЕТ РЕАКЦИЯ ЕВРОСОЮЗА?
Ситуацию по просьбе ИА «Медиафакс» комментирует эксперт по энергетике Михаил Крутихин
Итак, потепление отношений между Россией и Турцией после встречи президентов двух стран в Сочи стало реальностью. По поручению Владимира Путина и Реджепа Эрдогана энергетические ведомства двух стран возобновили реализацию проекта «Турецкий поток», замороженного после решения Турции сбить российский самолет на границе с Сирией в 2015 году.
Как заявил глава компании «Газпром» Алексей Миллер, 7-го мая у российского побережья Черного моря началось строительство морского участка газопровода «Турецкий поток». «7-го мая мы приступили к практическому этапу реализации проекта «Турецкий поток» — морской укладке газопровода», — подчеркнул он. По его словам, турецкие и европейские потребители получат новый надежный маршрут для импорта российского газа уже к концу 2019 г.
Напомню, что 10 октября 2016 года РФ и Турция подписали межправительственное соглашение по проекту «Турецкий поток». Проект предполагает строительство по дну Черного моря двух ниток: одной для Турции, второй для ЕС. Строительство морской части полностью берет на себя российская сторона, сухопутной части — турецкая.
Как стало известно, укладку труб у черноморского побережья ведет судно швейцарской компании Allseas. Это подрядчик строительства обеих ниток морского участка «Турецкого потока». Речь идет о проекте бестранзитного экспортного газопровода из России в Турцию через Черное море и далее до турецкой границы со странами ЕС.
По мнению экспертов, успешная реализация «Турецкого потока» лишит Украину роли транзитной страны для поставок российского газа в Европу. Как считает соучредитель Фонда энергетических стратегий Дмитрии Марунич, «в случае реализации проекта Украина потеряет минимум 15 миллиардов кубометров транзита российского газа в год. В случае строительства второй нитки этого газопровода, потери Украины могут составить около 30 млрд кубометров». Согласно данным официального Киева, в 2016 году транзит природного газа через украинскую ГТС для европейских потребителей составил 82,2 миллиарда кубометров.
Как отмечает турецкая газета «Сабах», успех «Турецкого потока» может усилить роль Анкары в глазах Европы. «Проект стоимостью семь миллиардов евро, способный обеспечить поставки 31,5 миллиарда кубометров природного газа, даст толчок укреплению российско-турецких отношений и обеспечит рост турецкой экономики», - отмечает издание.
«Турецкий поток» может превратить Анкару в гаранта энергетической безопасности для Евросоюза, - считает турецкий экономист Арда Тунджа. - Турция всегда мечтала стать узлом, где сходится множество энергетических путей. Сейчас, похоже, эта цель может быть достигнута. Этот трубопровод - важный шаг для усиления позиций Турции в двусторонних отношениях, прежде всего, с Европой. Потому что Европе нужен природный газ».
Однако в европейских столицах такую оценку из Анкару считают слишком оптимистичной. В реальности все намного сложнее. Дело в том, что сегодня отношения Турции и Евросоюза переживают серьезный кризис: Эрдоган обвиняет Германию и Нидерланды в расизме и фашизме, а Брюссель – в исламофобии и дискриминации в отношении Анкары.
В свою очередь, Брюссель угрожает Анкаре санкциями за нарушения прав человека и возможное восстановление смертной казни. «Введение Турцией смертной казни будет означать ее отказ от переговорного процесса по вступлению в Евросоюз, - предупредил глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. – Это шаг будет воспринят как окончание переговоров о вступлении Турции в ЕС, поскольку основу нашей организации составляют уважение к демократии, прав человека и международного права. Эти ценности исключают смертную казнь».
Таким образом, в атмосфере недоверия, которая сейчас существует в отношениях Турции и Евросоюза, возникают сомнения в том, что Брюссель захочет доверить Анкаре роль одного из ведущих гарантов энергетической безопасности Старого Континента. В Европе опасаются, что Эрдоган может использовать «Турецкий поток» в качестве политического оружия для оказания давления на Еврокомиссию.
В этой связи нельзя исключить, что Евросоюз запретит юго-восточным странам Европы проложить по своей территории продолжение ветки «Турецкого потока», а без этого все затраты за прокладку трубопровода по территории Турции теряют всякий смысл. Ситуация осложняется тем, что в 2012 году Еврокомиссия инициировала расследование по поводу доминирующего положения «Газпрома» на европейском рынке. Российскую компанию обвинили в нарушении антимонопольных правил ЕС. Правда, после того, как в конце 2016 года «Газпром» направил в Брюссель свои компромиссные предложения по урегулированию антимонопольного процесса, Еврокомиссия смягчила свою позицию.
Для «Газпрома» наступает решающий момент, считают эксперты. Ведь одновременно с «Турецким потоком» газовый гигант готовится к реализации другого газового маршрута из России в Европу — трубопровода «Северный поток - 2». Против проекта выступают страны Прибалтики и Польша, которые опасаются, что эта магистраль практически полностью выключит из игры Украину в качестве транзитной страны. Однако шансы у проекта неплохие, так как на днях «Газпром» подписал инвестиционное соглашение с несколькими европейскими энергетическими компаниями, которые могут взять на себя финансирование 50% строительства магистрали.
Начальник аналитического департамента УК «БК-Сбережения» Сергей Суверов отмечает: «Турецкий поток» и «Северный поток - 2» должны быть запущенны в эксплуатацию примерно в одно и тоже время — до 2020 года. Однако первый газопровод зайдет в страны Старого Света со стороны Черного моря — через Турцию и Грецию. Вторая труба - со стороны Балтийского моря в Германию».
Напомню, что стоимость проекта - 11,4 миллиарда евро. Первая ветка "Турецкого потока" будет готова до 2020 года. Россия и Турция уже согласовывают график строительства второй ветки, по которой российский газ будет поставляться до турецко-греческой границы. Венгрия и Сербия проявляют интерес к проекту.
Строительство газопровода «Турецкий поток» на европейской территории зависит от политического выбора ЕС, считает президент турецкого международного исследовательского центра Strategic Outlook Юсуф Чинар. «Если ЕС будет против этого проекта, тогда «Турецкий поток» рискует столкнуться с бюрократическими барьерами как и «Южный поток», - опасается эксперт. Россия приостановила реализацию проекта «Южный поток» в декабре 2014 года, после того, как Евросоюз приостановил переговоры по реализации проекта.
По просьбе ИА «Медиафакс» ситуацию с реализацией «Турецкого потока» комментирует партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин:
- Как и ожидалось, «Газпром» начал строительство первой из четырех запланированных веток «Турецкого потока», которая обеспечит поставки 14 млрд кубометров газа в год для внутренних нужд Турции. Здесь особых проблем не предвидится. Анкара стремится стать распределительным хабом из нескольких источников и стать главной транзитной страной для экспорта газа в южную Европу. Однако для выхода на южную Европу «Газпрому» придется проложить вторую ветку, и здесь все зависит от политической воли Евросоюза. Однако Еврокомиссия пока не дала «добро» на реализацию «Турецкого потока». Так что вторая нитка газопровода под большим вопросом. Я уже не говорю про третью и четвертую ветки. Так что «Газпром» идет на большой риск, строя газопровод стоимостью 17 млрд. долларов без гарантий со стороны Брюсселя о том, что ЕС будет участвовать в этом проекте.
Автор Айдын Мехтиев, политический обозреватель, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований
Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=25310
10 Май 2017, 10:02
Версия для печати
Последние новости по этой теме:
-
Российский фондовый рынок снова переживает остановку торгов
Экономика -
Конгрессмены США предложили отменить потолок цен на нефть из РФ
Экономика -
Евросоюз утвердил 12-й пакет санкций против России
Экономика -
Новак назвал открытым для российского СПГ рынок ЕС
Экономика -
«Транснефть» получила заявки на прокачку нефти от Польши и Германии на 2023 год
Экономика -
Bloomberg назвал падение российских акций худшим в мире в 2022 году
Экономика