Конфедерация с грузинами, как средство освобождения Карабаха


Конфедерация с грузинами, как средство освобождения Карабаха

БАКУ,  «Новости-Азербайджан», Кямал Али.  18 июля этого года, во время визита президента Азербайджана Ильхама Алиева в Грузию, в черноморский город Батуми, президент Грузии Михаил Саакашвили высказал интересное предложение, выраженное в  оригинальной фразе: «…мы должны сформировать конфедеративные отношения – такие, какие выше отношений между обычными государствами. Мы являемся началом и концом друг друга... В свое время начало этим отношениям положил Гейдар Алиев, а Ильхам их забетонировал», – заявил  Саакашвили.

Ильхам Алиев в свое время не дал конкретного ответа на грузинское предложение о создании конфедерации, что совсем не означает согласия азербайджанского государства. Но Грузия от своей идеи не отказалась, и 20 августа первый заместитель министра иностранных дел Грузии Нино Калантадзе подтвердила предложение своего президента, заявив, что с технической стороны согласие Грузии в этом вопросе уже есть, а то, какие формы примет эта инициатива, зависит от переговоров дипломатов. «Мы могли бы в рамках конфедерации обрисовать план развития наших отношений, что способствует развитию региона, тем более что экономическое сотрудничество между нашими странами носит весьма интенсивный и глубокий характер», - уточнила она.

Несмотря на то, что официальный Азербайджан до сегодняшнего дня не ответил на грузинскую идею о конфедерации, российская, грузинская и армянская пресса обсуждают «шкуру неубитого медведя» с неохлаждаемым жаром. Превалируют отрицательные оценки.

Директор Центра стратегических исследований Кавказа Мамука Арешидзе, вспомнив исторический факт недолго существования Закавказской Федерации в 1917-18 годах, сказал, что если будет создана конфедерация между Азербайджаном и Грузией, тогда   грузинам придется заниматься Карабахом, а азербайджанцам - проблемами Южной Осетии и Абхазии. Следовательно, Азербайджану придется конфликтовать с Россией, и  это не устроит  Азербайджан. А Грузии  придется блокировать Армению. Это не выгодно  Грузии, так как будет  означать конфронтацию с Россией, которая недавно подписана с Ереваном  протокол о продлении нахождения российской военной базы на территории Армении.  «Всем понятно, что блок Азербайджан-Грузия противостоит блоку Россия-Армения. Не думаю, что это нужно азербайджанскому народу. Как, впрочем, и грузинскому», - сказал Арешидзе.
Эксперт Сосо Цискаришвили идею конфедерации назвал рискованной.

По его словам, это ничего хорошего Грузии не принесет, кроме того, что создаст серьезные проблемы православию.
Азербайджанский политолог Ильгар Велизаде привел больше конкретных доводов против идеи такой конфедерации. «Грузия планирует вступить в НАТО, Азербайджан не желает вступить в НАТО. Как может  одна часть конфедерации быть членом военного блока, а другая часть оставаться нейтральной? Грузия – парламентско-президентская республика, Азербайджан – президентская. В Грузии нет дорожной полиции (является частью единой полиции страны), а в Азербайджане есть. У Азербайджана и Грузии слишком разные, по объему, государственные  бюджеты. Между странами нет соглашения о госграницах, и каждая из стран имеет свои территориальные проблемы с соседом. При таком букете различий и недостатков, о какой конфедерации может идти речь?», - удивляется Велизаде.

Политологу Ниязи Ниязову представляется невозможным совмещение в одной конфедерации разнящихся особенностей внутренней и внешней политики Азербайджана и Грузии.

Само собой разумеется, что наиболее отрицательные  отзывы принадлежат перу армянских авторов. Комментировать их не имеет смысла, так как любое азербайджано-грузинское сближение в Ереване принимается с истерикой. Тем не менее, познавательным для азербайджанского читателя я считаю гневный спич, посланный армянским СМИ из Руставской тюрьмы N6 содержащимся там армянским сепаратистом, гражданином Грузии Ваагном Чахаляном. 

«Азербайджано-грузинская конфедерация является логическим продолжением проекта железной дороги Карс-Ахалкалак-Баку и других программ, направленных на изоляцию Армении. Джавахкское армянство не станет безразличного наблюдать за тем, как грузинские власти рука об руку с Азербайджаном и Турцией будут способствовать  затягиванию удавки на «шее» Армении и Арцаха» - взывает он с тревогой к армянам.

Чахалян подсказывает Баку выгодную, на мой взгляд, идею.  Как известно, время от времени  вся Армения впадает в тихую панику, когда Грузия, по той или иной причине, закрывает транспортный путь в Армению, идущий по грузинской территории. Буквально на днях, 16 сентября,  грузовые автомобили из Армении были задержаны на 48 часов и не могли выехать из Грузии в Россию через пропускной пункт «Верхний Ларс». Пару дней назад более 20 грузовиков получили, наконец, разрешение Грузии пересечь границу.  Среди других грузов в кузовах машин был армянский виноград,  для продажи в России. В армянских СМИ циркулировала версия о том, что закрытие пропускного пункта «Верхний Ларс» для армянских грузов было обусловлено голосованием армянской делегации против Грузии по резолюции в ООН «об оккупации Грузии Россией».

Очевидно, что Грузия умело пользуется «транспортной удавкой» на шее армянской экономики,  нейтрализовав идею признания Ереваном независимости Южной Осетии и Абхазии. Переход этих территорий под контроль России поставил жирный крест на возможности разблокирования дороги в Армению из России, через Абхазию, и теперь по закрывающемуся  время от времени грузино-армянскому  пути в страну сепаратистов поступает 70% всех грузов. Оставшиеся 30% доставляются автомобилями через Иран, причем строительство железной дороги Иран-Армения в Армении считают нереальным.

В  советское время более 80% грузов в Армению доставлялось транзитом через Баку, азербайджанской железной дорогой.  Но «благодаря» территориальным претензиям армян к туркам и азербайджанцам, Армения находится в состоянии перманентной угрозы полной, не считая трети доставок через Иран, транспортной блокады. 

Использует блокадную ситуацию в Армении и Азербайджан. Баку получил от Тбилиси  официальные гарантии, на правительственном уровне, что ни один вагон, доставленный в Грузию через азербайджанскую территорию, не повернет на юг, в Армению. Это случилось после того, как в 2004 году власти Азербайджана ввели запрет на провоз любых грузов в Грузию, чтобы часть  этих грузов не попала в дальнейшем в Армению. В итоге для Армении сложилась настолько тяжелая ситуация, что в Москве и Ереване даже мечтают об в известной мере утопическом проекте строительства альтернативного  транспортного коридора из России в Армению по центрально-азиатскому берегу Каспия и по территории Ирана.

Армения, конечно, несет большие убытки от частичной блокады своих границ, но привыкшее к низкому уровню жизни и  оставшееся жить в Армении население вернуть Азербайджану захваченное, и снять тем самым блокады своей страны, упорно не желают. Очевидно, что мирные, то есть экономические способы заставить агрессора уйти с захваченных территорий для Азербайджана предпочтительней военного, а раз так, почему нам не присмотреться к предложению М.Саакашвили? Ведь очевидно, что предлагая Баку проект азербайджано-грузинской конфедерации, он вместе с ближайшим окружением изучил неизбежное в этом случае в угоду национальным интересам азербайджанцев,  закрытие грузино-армянской экономической границы до тех пор, пока Армения не подпишет мирный договор о признании азербайджанской территории, включая Нагорный Карабах.

Уверен, что Россия, всегда с пониманием относящаяся к национальным интересам нашей страны, даже если они временами не соответствовали российским, к проекту азербайджано-грузинской федерации отнесется нейтрально. А может,  в Кремле создание такой конфедерации встретят  положительно, учитывая возможное в этом случае содействие Азербайджана в   урегулировании сложных грузино-российских отношений. 

Различия между Азербайджаном и Грузией,   отмеченные Ильгаром Велизаде,  вполне разрешимы  «в рабочем порядке», вплоть до унификации, или  сближения национальных законодательств  двух стран, по примеру внутреннего законодательства кантонов Швейцарии.  Что же касается угроз уголовника Чахаляна, то джавахские армяне в свое время также угрожали вооруженными атаками на  строителей железной дороги Баку-Тбилиси-Карс и нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан. По нефтепроводу, как известно, поставляется уже второй миллиард азербайджанской нефти, а железная дорога успешно строится и будет открыта к 2012 году.

«Самым большим плюсом такого альянса, - рассуждает об азербайджано-грузинской конфедерации российский политолог Ниязи Ниязов, - с точки зрения Баку, может быть установление полного контроля над путями, связывающими Армению через территорию Грузии с Россией. В случае воплощения этой возможности в жизнь, по еле живой экономике Армении мог бы быть нанесен серьезный урон. Кроме того, можно было бы гарантированно пресечь любые попытки доставки техники и вооружения в Армению из России в случае возобновления боевых действий на Карабахском фронте», - считает доцент Санкт-Петербургского университета Ниязов.

Быть азербайджано-грузинской конфедерации или предложение Саакашвили достойно забвения?  Официальный Баку, наверное, чтобы не обижать грузинских друзей, предпочитает отмалчиваться. Я же предлагаю внимательно поразмыслить  о пользе такой конфедерации исключительно для мирного решения карабахского вопроса, так как совместные с грузинами действия азербайджанцев на грузино-армянской границе заставят Армению принять международное право в части принципа нерушимости территориальных границ.  Конечно, проект конфедерации не лишен недостатков, а может, и прямых убытков для Азербайджана, но мирное освобождение Карабаха от агрессоров для азербайджанцев несоизмеримо  важнее.

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=4138
22 Сентябрь 2010, 11:34

Версия для печати


Последние новости по этой теме: