Константин Затулин: «Цель России - не допустить возобновления военных действий между Азербайджаном и Арменией»


Константин Затулин: «Цель России - не допустить возобновления военных действий между Азербайджаном и Арменией»

Директор Института стран СНГ, первый заместитель главы комитета Госдумы РФ по вопросам стран СНГ в интервью www.mediafax.ru заявил, что Россия является гарантом стабильности в Закавказье.

ВОПРОС: Константин Федорович, как Вы оцениваете роль России в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта?

ОТВЕТ :  Руководство России не раз заявляло о своей приверженности мирному решению этого конфликта. Сегодня Россия как сопредседатель Минской группы ОБСЕ является гарантом сохранения режима прекращения огня между Азербайджаном и Арменией. Однако в полной мере российская сторона сможет реализовать эту роль лишь тогда, когда у нее возникнут новые дополнительные инструменты и возможности для ее реализации. Сегодня Россия проводит в регионе сбалансированную политику, углубляя сотрудничество как с Арменией, так и с Азербайджаном. И в Баку, и в Ереване склонны рассматривать отношения с Москвой через призму «или мы — или они». Именно поэтому проводится политика поддержания баланса сил между Азербайджаном и Арменией. Это не позволяет ни той, ни другой стороне прибегнуть к силе в интересах разрешения конфликта.

ВОПРОС: Как Вы оцениваете нынешний уровень отношений России и Азербайджана?

ОТВЕТ:  Российско-азербайджанские отношения имеют хороший потенциал, подтверждением чего стал недавний успешный визит президента России в Азербайджан и его переговоры с руководством этой республики. Однако потенциал двусторонних отношений далеко не реализован. Он может быть реализован только в случае перехода Азербайджана к более реалистичной политике. Баку провозгласил курс на увеличение военного бюджета Азербайджана до уровня государственного бюджета Армении. Представляется, что это ошибочный курс. Азербайджан должен понять, что сколько бы он не тратил денег добиться капитуляции Армении не получится. Никто не даст. Придется вернуться за стол переговоров. Я считаю, что Азербайджан должен отказаться от того, чтобы рассматривать российско-азербайджанские отношения через призму нагорно-карабахского конфликта. Баку должен понять, что СССР уже давно нет, и Москва не может и не хочет нести ответственность за отношения Азербайджана с другими странами, в том числе и с Арменией. Иногда Азербайджан предъявляет к России такие требования, которые он никогда не стал бы предъявлять к другим державам. Например, Азербайджан никогда не предъявлял претензий к Соединенным Штатам по поводу того, что американские конгрессмены посещают Нагорный Карабах. В отношении России действует совершенно другая практика. Кроме того, Азербайджана проводит сегодня политику скрытого противодействия российским интересам в Закавказье. Это в частности касается отношений с режимом Саакашвили, поддержкой различных проектов трубопроводов и коммуникаций в обход России, заигрываний с НАТО, несговорчивостью по вопросам статуса Каспийского моря. Все это оказывается тормозным эффектом в двусторонних отношениях. Азербайджан должен понять, что его будущее, его успех как независимого государства зависит не от заокеанских «доброжелателей», которые никогда никому ничего хорошего в этом мире не сделали, а от конструктивных, взаимовыгодных и дружественных отношений с соседними государствами. Особенно – с Россией, являющейся ведущей державой в регионе.

ВОПРОС: Насколько изменится, на Ваш взгляд, политика России в отношении Азербайджана, если Баку начнет подготовку к вступлению в НАТО?

ОТВЕТ: Пока Азербайджан сохраняет дистанцию по отношению к НАТО, он может рассчитывать на нейтралитет и честное посредничество России в подходе к проблеме НКР.  Однако в случае движения Азербайджана в сторону НАТО российская сторона рано или поздно откажется от позиции равноудаленности. По аналогии с Косово Россия признает независимость Нагорного Карабаха. Азербайджан же потеряет не только надежду - на мой взгляд, несбыточную - на возвращение Нагорного Карабаха, но и те семь районов, которые он имеет шанс вернуть под свою юрисдикцию. Думается, что движение Азербайджана в сторону НАТО вызовет озабоченность не только России, но и Ирана. Это приведет к печальным последствиям для Азербайджана, поскольку признание Нагорного Карабаха может последовать не только со стороны России, но и Ирана. Более того, в Иране могут поставить вопрос о талышском меньшинстве на территории Азербайджана, в России - о лезгинском меньшинстве. Как результат, унитарный Азербайджан даже в нынешних границах может оказаться под вопросом. Не думаю, что это соответствует сегодняшним интересам Азербайджана. 

ВОПРОС:  Откуда, на Ваш взгляд, может исходить угроза странам-членам Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)? Может ли ОДКБ вмешаться в конфликт между Арменией и Азербайджаном?

ОТВЕТ: Угрозы государствам ОДКБ проистекают с самых различных направлений. Основная угроза – это попытки силового давления со стороны государств НАТО, пытающихся поставить суверенитет государств постсоветского пространства под свой контроль. Совместные действия государств ОДКБ позволяют парировать эту угрозу. Вторая угроза – возможность экспансии сил международного терроризма со стороны Афганистана на территорию государств-членов, как это уже бывало в прошлом. Третья угроза – это возможность агрессии против отдельных государств-членов ОДКБ со стороны каких-либо других государств. Я считаю, что ОДКБ является гарантом мира в регионе. ОДКБ создавалась прежде всего для защиты среднеазиатских государств СНГ от экспансии международного терроризма со стороны Афганистана. В то же время нельзя исключать, что ОДКБ может быть использован для предотвращения военных действий внутри СНГ. Но для этого нужен будет консенсус всех государств-членов ОДКБ.

ВОПРОС: Как Вы оцениваете проект «Набукко»?

ОТВЕТ: Я считаю, что проект «Набукко» является иллюзией. Бесспорно, Европа хотела бы иметь альтернативный маршрут поставок газа. Только не понятно, кто будет «платить за стол». Согласен ли, например, Азербайджан потратить свой нефтяной фонд, чтобы снабжать Европу газом по низким ценам? Думаю, что нет. Азербайджан, видимо, уже извлек уроки из фактического провала проекта нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который до сих пор не окупил расходов на свое строительство и вряд ли окупит до конца действия проекта. Если бы Азербайджан сосредоточился на совершенствовании нефтепровода Баку-Новороссийск, то потратил бы гораздо меньше денег и получил бы большую прибыль. Но это – лишь то, что касается экономической стороны проекта. Пока не понятно, откуда «Набукко» намерен брать свой газ. Если из Ирана, то тогда газопровод пойдет через Турцию, и не ясно, какие выгоды Азербайджан смог бы получить от такого проекта. Сам Азербайджан не способен добывать достаточных объемов газа, чтобы заинтересовать Евросоюз. А если Азербайджан рассчитывает на строительство Транскаспийского газопровода, то это не реалистично. Как известно, Россия и Иран категорически против газопровода по дну Каспийского моря и готовы заблокировать его реализацию любыми способами, в том числе и военной силой. Правовых оснований для этого у них вполне достаточно. Так, что я не верю в проект «Наббуко» и в его возможность как-то серьезно повлиять на интересы России.

-Спасибо за интервью.

Беседу вел политический обозреватель Андрей Раевский

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=4232
29 Сентябрь 2010, 21:49

Версия для печати


Последние новости по этой теме: