«Набукко»: Ашхабад бросает вызов Кремлю. Почему Баку молчит?


«Набукко»: Ашхабад бросает вызов Кремлю. Почему Баку молчит?

Москва использует Карабах как рычаг давления на Азербайджан

ПОЧЕМУ АШХАБАД ВМЕШАЛСЯ В СПОР МОСКВЫ И БРЮССЕЛЯ?

Неожиданный поворот в споре Москвы и Евросоюза вокруг «Набукко». Лидер Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов в резкой форме отверг попытку России заблокировать строительство Транскаспийского трубопровода между портами Туркменбаши (бывший Красноводск)  и Баку. «Туркмения не нуждается в разрешении Москвы для строительства Транскаспийского трубопровода», - таков смысл официального заявления МИД Туркмении, который был опубликован по поручению президента страны. Для заявления выбран формат официального комментария МИД. «Энергетическая стратегия Туркменистана: европейский вектор сотрудничества» - так называется этот документ, который был направлен для публикации СМИ и размещения на сайтах посольств Туркмении за рубежом.

Резкий тон заявления Ашхабада стал приятным сюрпризом для Евросоюза, который ранее в одиночку противостоял попыткам Москвы запретить прокладку Транскаспийского трубопровода. Ранее президент России Дмитрий Медведев на заседании Совета Безопасности РФ предупредил, что Москва категорически против попыток Евросоюза, Туркмении и Азербайджана в трехстороннем порядке решить вопрос о строительстве трубопровода. В Кремле и Смоленской площади уверены, что Туркмения и Азербайджан должны получить «добро» на строительство  других трех стран Каспия – России, Ирана и Казахстана.

Еще вчера два «тяжеловеса» - Россия и Евросоюз – обменивались колкими заявлениями по поводу Транскаспийского трубопровода. Но два других действующих лица этого спектакля – Туркмения и Азербайджан – хранили многозначительное молчание. И вот в спор после долгой паузы вмешался Ашхабад. Заявление МИД Туркмении, по мнению экспертов, может стать решающим и перевесить чашу весов в пользу Брюсселя. Нельзя забывать, что Туркмения занимает четвертое место в мире по запасам природного газа. Страна планирует до 2030 года утроить добычу газа, довести его уровень до 230 миллиардов кубометров в год. Из этого газа 180 миллиардов кубометров планируется отправлять на экспорт.

«Строительство Транскаспийского трубопровода - это суверенное право государств, по участкам дна которых он будет проходить, - отмечается в официальном комментарии МИД Туркмении. – Поэтому строительство Транскаспийского трубопровода может осуществляться только с согласия этих государств и не нуждается в получении каких-либо дополнительных разрешений». В комментарии выражается сожаление, что «нерешенность правового статуса Каспийского моря используется как аргумент, призванный посеять сомнения в законности строительства Транскаспийского трубопровода.

Однако в Ашхабаде категорически не согласны с таким подходом. «Правовой статус водоема обсуждается уже почти два десятилетия, что не мешает прибрежным государствам в течение всего этого времени осуществлять различные виды деятельности на Каспии - судоходство, рыболовство, добычу полезных ископаемых, выстраивать схемы двустороннего и многостороннего взаимодействия в тех или иных сферах, заключать соответствующие договора и соглашения, - отмечается далее в комментарии МИД Туркмении.-  До настоящего времени никто не считал такие действия нелегитимными и не пытался ограничивать их по причине отсутствия документа о правовом статусе Каспия", - говорится в статье МИД Туркмении.

По мнению МИД Туркмении, другим аргументом против Транскаспийского трубопровода используемым некоторыми официальными лицами и рядом СМИ России являются экологические риски при строительстве и будущем функционировании трубопровода по дну Каспийского моря. Но и этот аргумент Москвы не выдерживает критики. «Всем известно, что гарантия экологической безопасности в современном мире является непременным и основополагающим условием любого инфраструктурного проекта, в том числе трубопроводного - будь то по дну Каспийского, Балтийского, Черного или какого-то другого моря».

В последней части этого заявления МИД Туркмении просматривается прозрачный намек на то, что самая Россия недавно проложила по дну Балтийского моря 1 тыс. 220 км газопровода «Северный поток». Однако никто из официальных лиц России не выразил беспокойство по поводу экологической опасности этого трубопровода для Балтийского моря. Для сравнения можно отметить: длина Транскаспийского трубопровода в шесть раз короче, чем протяженность «Северного потока». Она составит лишь 200 км.

Напомню, что Проект газопровода «Набукко» предусматривает транспортировку природного газа из региона Каспия и Центральной Азии в Европу в обход России. Магистраль пройдет  через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Трубопровод протяженностью 3,3 тысячи километров станет продолжением уже построенного газопровода Баку - Тбилиси – Эрзурум (Турция). Ежегодно по нему планируется транспортировать 30 млрд. кубометров газа. Проект оценивается примерно в  8-10 миллиардов евро.

ТУРКМЕНИЯ ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ РОССИЙСКОГО ПРОЕКТА «ПРИКАСПИЙСКОГО ГАЗОПРОВОДА»

Когда в декабре 2006 года внезапно умер Сапармурат Ниязов, безраздельно правивший страной в течение 16 лет, многие аналитики выразили сомнение в том, что его молодой преемник – 49-летний Гурбангулы Бердымухамедов сможет успешно противостоять давлению Москвы в вопросе выбора маршрутов транспортировки туркменского газа на мировые рынки.

И, действительно, уже  через год после прихода к власти Бердымухамедов дал «добро» на лоббируемый Москвой проект Прикаспийского трубопровода. Идея России состояла в том, что по этому трубопроводу весь газ из стран Центральной Азии будет через российскую территорию направляться на мировые рынки.

В мае 2007 года в городе Туркменбаши президенты РФ, Казахстана и Туркмении подписали совместную декларацию о строительстве Прикаспийского трубопровода. В декабре 2007 года в Москве было подписано трехстороннее межправительственное соглашение  «О сотрудничестве в строительстве Прикаспийского газопровода». Строительство магистрали планировалось начать в 2009 году. Однако в указанные сроки строительство трубопровода так и не началось. По мнению наблюдателей, на Туркмению было оказано сильное давление со стороны Евросоюза. Весной 2008 года комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс подписал в Ашхабаде с президентом Бердымухамедовым соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли. С этого момента Ашхабад фактически отказался от российского Прикаспийского трубопровода в пользу европейского Транскаспийского.

Между тем Туркмения уже начала поставлять свой газ в Поднебесную по транснациональному трубопроводу Туркмения-Казахстан-Китай. Вскоре начнутся поставки газа в Иран, и в настоящее время обсуждается идея прокладки газопровода Туркмения-Афганистан-Пакистан-Индия. (ТАПИ). Рамочное соглашение о реализации этого проекта было подписано в декабре 2010 года в Ашхабаде, в ходе саммита у участием лидеров этих четырех стран.

ТУРКМЕНИЯ УКРЕПЛЯЕТ СВОЙ ВОЕННЫЙ АРСЕНАЛ НА МОРЕ

По данным независимых военных источников, сегодня на вооружении у Туркмении - всего 17 катеров береговой охраны. В том числе два быстроходных патрульных катера стоимостью 55 млн. евро поставила Ашхабаду Турция. В середине октября 2011 года к причалу ВМС Туркмении на Каспии пришвартовались два российских ракетных катера класса «Молния», которые ранее были закуплены Ашхабадом. На вооружении катера - 16 противокорабельных ракет «Уран-Э» с целеуказанием от радиолокационного комплекса «Гарпун-Б», переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла» на пусковой установке, 76-миллиметровая артиллерийская установка АК-176 и два малокалиберных зенитных артиллерийских комплекса АК-630.  По мнению экспертов, создание военного флота Туркмении необходимо для обеспечения безопасности будущего трубопровода, который должен быть проложен по дну Каспия у берегов Туркмении.

ПОЧЕМУ МОЛЧИТ АЗЕРБАЙДЖАН?

Президент Азербайджана, в отличие от своего туркменского коллеги, не делает резких заявлений в адрес России. Это и понятно. Туркмении нечего бояться Москвы, у которой нет рычагов давления на Ашхабад. Другое дело – Азербайджан, у которого незаживающей раной является Нагорный Карабах. К тому же еще семь районов Азербайджана находятся под оккупацией армянских войск. При этом Армения является военным союзником России в рамках ОДКБ. Так что если Азербайджан, подобно Туркмении, начнет делать резкие заявления в пользу Транскаспийского трубопровода, это может разгневать Кремль, и тогда Россия ужесточит свою позицию в отношении Азербайджана на переговорах по Карабаху.

Естественно, Ильхам Алиев как выпускник МГИМО, словно на шахматной доске, тщательно просчитывает все дипломатические ходы в этой сложной энергетической игре. И в данный момент Баку занял выжидательную позицию. По версии официального Баку, строительство Транскаспийского трубопровода – это тема переговоров поставщика в лице Туркмении и потребителя газа в лице Евросоюза. В этой схеме Азербайджан является лишь страной-транзитером.  Так что если Туркмения и Евросоюз договорятся, то Азербайджан лишь даст свое согласие на прокладку трубопровода из Туркменбаши в Баку. Далее этот трубопровод будет соединен в единое целое с уже действующим газопроводом Баку-Тбилиси-Эрзурум.

На днях в Баку побывал президент Австрии Хайнц Фишер, и Ильхам Алиев в ходе обсуждения с ним темы газопровода сделал очень уклончивое заявление о Транскаспийском трубопроводе, обещав в целом поддержать этот проект. Не менее сдержанным было заявление замминистра промышленности и энергетики Азербайджана Натига Аббасова.  «Нам нужен полностью безопасный и долгосрочный проект, - заявил он. - В целом мы заинтересованы как в «Набукко», так и в  TAP (Trans Adriatic Pipeline) и ITGI (Interconnector Turkey-Greece-İtaly)», - заявил чиновник.

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=8930
21 Октябрь 2011, 11:02

Версия для печати


Последние новости по этой теме: