В преддверии «Евровидения-2012» власти Азербайджана опасаются армянских диверсантов


В преддверии «Евровидения-2012» власти Азербайджана опасаются армянских диверсантов

Скандал вокруг «АЗАЛ»: почему армянина Гюрджиана не пустили на рейс?

Российские СМИ возмущаются, а помощник президента РФ Аркадий Дворкович в своем микроблоге в твиттере называет случившееся «беспределом». Что же вызвало их гнев?   Оказывается, на днях российский гражданин с армянской фамилией не был допущен на рейс Москва-Баку азербайджанской авиакомпании «АЗАЛ». Пикантность ситуации придает тот факт, что российский армянин оказался хорошо известным человеком в автомобильном бизнесе.

Итак, начальник управления экспортных продаж российского АвтоВАЗа Сергей Арменович Гюрджиан, согласно его версии, изложенной на его блоге,  27 октября 2011 года прибыл в аэропорт «Домодедово», чтобы вылететь рейсом Москва – Баку.

Далее в своем блоге Сергей Гюрджиан сообщает, что собирался вылететь в Баку для участия в мероприятии по открытию автосалона LADA по приглашению нашего партнера – ОАО «Хазар-Лада». 

Далее в своем блоге господин Гурджиан пишет: «На мое имя был оформлен электронный авиабилет по маршруту Москва-Баку-Москва рейсом J2 853 Azerbaijan Airlines, вылет из Домодедово 27 октября в 23.30, возврат 29 октября. Не спрашивайте, почему я не полетел из Шереметьево компанией Aeroflot Russian Airlines – просто потому, что я должен был лететь в составе делегации. Вчера приехал в Домодедово в 21.20 и подошел к стойке №75, чтобы зарегистрироваться. Здороваюсь и протягиваю свой загранпаспорт гражданина РФ, в этом месте очень важно повторить это еще раз – ГРАЖДАНИНА РФ (кстати сказать, родился я в России в Москве, всю жизнь живу в Москве, за исключением 2 лет службы в Германии да 1 года учебы в США). За стойкой – Светлана Радионова (читаю на бэдже). Проходит пара минут, я думаю, что Светлана выбирает для меня место в салоне самолета. Говорю «пожалуйста, место у прохода, если можно». Проходит еще пара минут жизни, потом Светлана, избегая моего взгляда, спрашивает: «извините за такой вопрос, можете сказать, какой Вы национальности?» Я, автоматически: «прошу прощения?», «я вас правильно понял? Какое это имеет значение? Я – гражданин России». Она: «Дело в том, что у нас есть указание руководства – пассажиров с армянскими фамилиями не регистрировать».

Короче, закончился этот инцидент тем, что Гюрджиан не был допущен в самолет авиакомпании «АЗАЛ». Господин Гурджиан возмущается по поводу такого факта дискриминации, но реальность заключается в том, что списки «нежелательных» пассажиров есть практически в любой авиакомпании планеты. К примеру, в 2006 году в египетском аэропорту Шарм-аль-Шейх  на борт самолета одной из российских авиакомпаний не были допущены пять российских мусульман. Дело в том, что в их числе были три женщины, полностью одетые в паранджу. Именно такой необычный наряд насторожил командира экипажа, который в конечном итоге принял решение снять с рейса этих трех женщин и двух сопровождавших их мужчин.

К примеру, в самолеты авиалиний Израиля могут не пустить уроженца Палестины, если он подозревается в причастности к терроризму или шпионажу. В случае с Гюрджианом, конечно, подозрения властей Азербайджана были не в том, что он мог совершить террористический акт.

Скорее всего, топ-менеджер АвтоВАЗа был снят рейса, потому что его приняли за потенциального агента спецслужб Армении. И это не ирония, а суровая реальность. Разведывательная деятельность являются частью подрывной работы в период вооруженных конфликтов. И хотя конфликт между Азербайджаном и Арменией пока заморожен – с мая 1994 года действует соглашение о прекращении огня, - тем не менее, обе страны воспринимают друг друга как «враждебные».

Негласный запрет спецслужб Азербайджана на въезд на территорию страны лиц с армянским происхождением был введен уже после распада СССР в 1991 года. Такая мера была введена после серии терактов на территории Азербайджана. 24 марта 1990 года в результате подрыва на 364-ом километре железной дороги «Норашен-Баку» были взорваны тепловоз и 3 вагона, пришло в негодность более 150 метров железной дороги.  30 мая 1991 года около станции Хасавюрт в Дагестанской Республике взорван пассажирский поезд Москва-Баку. Погибли 11 человек и 16 были ранены.  31 июля 1991 года — около станции Хасавюрт в Дагестанской Республике взорван пассажирский поезд Москва-Баку. Погибли 16 человек, тяжело ранены 20.

Весной 2012 года в Азербайджан приедут десятки тысяч туристов, которые будут гостями музыкального конкурса «Евровидение-2012». И поэтому уже сейчас Министерство национальной безопасности страны предпринимает все меры, чтобы «вычислить» потенциальных террористов и провокаторов, которые могут сорвать проведение такого масштабного международного мероприятия. И, видимо, Сергей Гюрджиан был воспринят спецслужбами Азербайджана как «потенциально опасный иностранный гражданин».

ПОЧЕМУ ЗАПРЕТИЛИ ВЪЕЗД В РОССИЮ ДВУМ ГРАЖДАНАМ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И ГРАЖДАНКЕ МОЛДАВИИ?

А теперь небольшой экскурс в новейшую историю.

В феврале 2011 года корреспондента британской The Guardian Люка Гардинга задержали в аэропорту Домодедово, аннулировали визу и без объяснения причин отправили ближайшим рейсом в Лондон. Британская сторона усмотрела причину случившегося в том, что британский журналист, анализируя публикации сайта WikiLeaks, назвал Россию «мафиозным государством» и заявил, что российские политики тесно сотрудничают с представителями мафии.

Примечательно, что российские СМИ не стали подвергать действия российских властей, зато СМИ Туманного Альбиона были в ужасе от депортации гражданина Великобритании из Москвы. «Бесцеремонная высылка иностранных журналистов относится к будничным явлениям в странах с недемократическими режимами, - отмечала The Guardian в своем комментарии. - И Россия, похоже, взяла на вооружение эту меру воздействия на критически настроенных журналистов, которая свидетельствует скорее о беспомощности».  Вскоре министр иностранных дел Великобритании Уильям Хейг обратился за разъяснениями к российскому коллеге Сергею Лаврову.

И как выяснилось, Гардинг был выслан из страны по распоряжению российских спецслужб.  «Ситуация с британским журналистом вписывается в непростые отношения между Лондоном и Москвой», - отмечала далее британская газета.  Напомню, что отношения между Москвой и Лондоном обострились после того, как в 2006 году с помощью полония в британской столице был убит бывший агент КГБ Александр Литвиненко.

Впрочем, этот инцидент был далеко не единичен в практике российских таможенников и спецслужб. По данным московского Центра экстремальной журналистики, с 2000 года в России было зафиксировано 40 случаев отказа иностранным журналистам в пребывании на территории России. К примеру, в сентябре 2008 года  британскому журналисту Саймону Пирани, прибывшему в аэропорт «Домодедово» рейсом из Лондона, также было отказано во въезде в Россию, несмотря на наличие действующей многократной визы.

Российские власти указали, что господин Пирани « не имеет права на въезд в Россию на основании статьи 27 федерального закона «О порядке выезда и въезда в РФ». Чуть ранее,  в декабре 2007 года, на основании той же статьи закона «О порядке выезда и въезда в РФ»  из России была депортирована журналиста издания The New Times гражданка Молдавии Наталья Морарь.

ЧЕМ МОТИВИРУЕТ АВИАКОМПАНИЯ «АЗАЛ» СВОИ ДЕЙСТВИЯ В ОТНОШЕНИИ ГЮРДЖИАНА?

В беседе с обозревателем ИА «Медиафакс» глава пресс-службы авиакомпании «АЗАЛ» Магеррам Сафарли заявил:

-  Господин Гюрджиан должен знать о том, что в настоящее время 20 процентов территорий Азербайджанской Республики оккупировано соседней Арменией. Поэтому приезд в Азербайджан лиц армянской национальности осуществляется, как правило, в  рамках мероприятий международного характера. Когда гражданин России господин Гюрджиан обратился к представителям нашей авиакомпании с запросом о регистрации на рейс, он был предупрежден о небезопасности посещения Азербайджана лицами с армянской фамилией, если в их отношении не приняты меры по обеспечению их безопасности на территории Азербайджана. Поэтому в аэропорту Москвы ему был задан вопрос о том, приняты ли меры по обеспечению его безопасности в Азербайджане. Однако вместо ответа на этот вопрос Гюрджиан в резкой форме стал выражать свои эмоции, проявив тем самым неуважение к представителям «АЗАЛ». Такое поведение Гюрджиана стало причиной недовольства других пассажиров, регистрирующихся на тот же рейс. Учитывая тот факт, что поведение господина Гюрджиана нарушало общепринятые нормы поведения, было принято решение не допускать этого пассажира на рейс. Хотел бы особо отметить, что представительство авиакомпании имеет полное право снимать с рейса пассажиров, ведущих себя агрессивно или нарушающих нормы поведения. Такая практика общепринята для авиаперевозчиков всего мира.

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=9138
02 Ноябрь 2011, 18:13

Версия для печати


Последние новости по этой теме: