Душанбе против Ташкента: «холодная война» продолжается


Душанбе против Ташкента: «холодная война» продолжается

Почему Узбекистан заминировал границу с Таджикистаном?

На днях МВД Таджикистана опроверг сообщение ряда российских СМИ о том, что якобы глава ведомства Абдурахим Каххаров заявил об опасности вооруженного нападения на республику сторонников бывшего полковника таджикской национальной армии Махмуда Худойбердиева, которые находятся на территории соседнего Узбекистана. Пресс-центр МВД Таджикистана подчеркнул, что «категорически опровергает»  эту информацию. Видимо, силовое ведомство Таджикистана, выступив с опровержением, постаралось избежать очередной эскалации напряженности в отношениях с Узбекистаном.

Но, как говорится, дыма без огня не бывает. Как известно, осенью 1998 года Махмуд Худойбердиев предпринял в Таджикистане неудачную попытку государственного переворота, после чего скрылся в Узбекистане. Правда, точных данных о местонахождении мятежника не имеется, но спецслужбы Таджикистана подозревают, что он находится на узбекской территории.

Между тем отношения между двумя соседними республиками Центральной Азии ухудшились еще в 1999 году, когда боевики Исламского движения Узбекистана попытались прорваться на территорию Ферганской долины. После этого президент Узбекистана Ислам Каримов распорядился ввести визовый режим с Таджикистаном. Одновременно Узбекистан заминировал часть своей границы с Таджикистаном, протяженность которой составляет 1,2 тыс. километров. По данным таджикских спецслужб, за минувшие 12 лет на границе двух стран подорвались на минах и погибли около 90 граждан Таджикистана.  Власти Узбекистана игнорируют просьбы Таджикистана предоставить Душанбе карты заминированных участков.

В середине июля 2011 года был торжественно открыт контрольно-пропускной пункт (КПП) «Патар», соединяющий северную часть Таджикистана с Ферганской областью Узбекистана. Комплекс был построен властями Таджикистана в рамках программы Евросоюза по укреплению безопасности границ в Центральной Азии. Примечательно, что таджикские власти пригласили на церемонию открытия официальных представителей Узбекистана, в том числе – представителей пограничной и таможенной служб. Однако официальный Ташкент отказался от участия в церемонии.

В СМИ Узбекистана время от времени появляется информация об успешных операциях по пресечению ввоза в республику контрабанды из Таджикистана. На днях, к примеру, стало известно, сто пограничникам Узбекистана удалось пресечь попытку контрабанды 6 кг героина из Таджикистана. В ходе проверки таджикского пассажирского поезда, следующего из Куляба, узбекские силовики обнаружили 12 пакетов с героином.

Таджикский политолог Рахим Абдуев считает, что недоверие между Душанбе и Ташкентом будет сохраняться до тех пор, пока «в соседней республике не сменится власть и там не придут к управлению страной менеджеры с новым мышлением». «В то время, когда страны Европы стараются интегрироваться в рамках ЕС и войти в шенгенскую зону, Узбекистан все больше дистанцируется от своих соседей», - утверждает политолог.

Обострению противоречий между Ташкентом и Душанбе способствует также идея Таджикистана построить Рогунскую ГЭС. Официальный Ташкент выступает категорически против реализации этого проекта.  Суть проблемы в том, что Таджикистан и Узбекистан не могут договориться о разделе или совместном управлении водными ресурсами реки Амударья. На днях агентство ООН по окружающей среде (ЮНЕП) опубликовало доклад о ситуации в бассейне Амударьи, в котором подвергло критике неспособность стран Центральной Азии достичь компромисса в этом вопросе.

Недавно министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи признал, что «разногласия относительно реки влияют на характер общих отношений между Таджикистаном и Узбекистаном». Как отмечает научный сотрудник вашингтонского форума «Новые рынки» Йоханнес Линн, официальный Ташкент опасается, что в случае введения в эксплуатацию Рогунской ГЭС на реке Вахш, являющейся одним из источников Амударьи, эта гидроэлектростанция «станет самой высокой ГЭС в мире».

По словам ученого, «Узбекистан опасается того, что Таджикистан получит потенциальный контроль над водными ресурсами вниз по течению». Ислам Каримов призвал международное сообщество провести независимое исследование проекта Рогунской ГЭС.

Однако президент Таджикистана Эмомали Рахмон проигнорировал этот призыв своего узбекского коллеги. В ответ Ташкент частично приостановил поставки электроэнергии из Туркменистана в Таджикистан, а также прекратил экспорт своего природного газа таджикской стороне.

Таким образом, «холодная война» между Ташкентом и Душанбе продолжается.

videocode

Постоянный адрес новости: https://mediafax.ru/?act=show&newsid=7573
01 Август 2011, 10:49

Версия для печати


Последние новости по этой теме: